Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Шишкиной Марии Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 12 января 2022г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2022г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее - общество, ООО "РТ-НЭО Иркутск") по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 12 января 2022г, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2022г, производство по делу в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Шишкина М.В, направившая дело на рассмотрение мировому судье, настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
ООО "РТ-НЭО Иркутск", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Согласно п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из материалов дела следует, что основанием составления в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск" - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области в зоне 2- Юг протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ послужили результаты внеплановой документарной проверки, проведенной по распоряжению заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) от 8 ноября 2021г. N 1539-1/21-ср-п, согласно которым общество в срок до 26 октября 2021г. не выполнило предписание об устранении нарушений обязательных требований от 20 июля 2021г. N 791-1/21, вынесенное Службой по итогам внеплановой документарной проверки, проведенной по распоряжению Службы от 22 июня 2021г. N 791-ср-п.
Согласно предписанию Службы от 20 июля 2021г. N 791-1/21 ООО "РТ-НЭО Иркутск" обязано было согласно п. 148 (1) Правил N 354 заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками жилых домов, а также жильцами многоквартирных жилых домов согласно перечню к акту проверки от 20 июля 2021г. N 791-1/21, расположенных в г. Зима Иркутской области, поскольку в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Зиминского городского муниципального образования Иркутской области, утвержденного постановлением администрацией Зиминского городского муниципального образования Иркутской области от 11 марта 2020г N 190, для указанных потребителей не определены места (площадки) накопления отходов.
Обществу предписано производить начисление платы за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим в жилых домах и многоквартирных жилых домах перечня к акту не ранее даты заключения соответствующих договоров с потребителями и представить Службе документы об исполнении предписания: копии договоров и платежные документы.
Выявив по результатам внеплановой документарной проверки, что предписание Службы от 20 июля 2021г. N 791-1/21 ООО "РТ-НЭО Иркутск" не исполнено, должностным лицом 15 декабря 2021г. составлен протокол об административном правонарушении N по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья признал незаконным предписание Службы, поскольку из материалов дела не следует, что общество обязано заключить договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, являющийся публичным договором, в письменной форме. Указал, что неопределение в реестре муниципального органа мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для конкретных потребителей не является виной ООО "РТ-НЭО Иркутск" и не возлагает на регионального оператора обязанность по своей инициативе заключить договор с потребителем в письменной форме.
Судья районного суда выводы мирового судьи не опроверг, ссылаясь на положения ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ на день вынесения районным судом решения от 27 декабря 2021г.
Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Доводы жалобы заявителя об обязанности общества заключить договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме не подтверждаются материалами дела, из норм права, на которые ссылается заявитель, не следуют. Возможность совершения конклюдентных действий потребителями по заключению договора не исключена в рассматриваемой ситуации материалами дела.
Так, доводы стороны защиты о том, что жилые дома и многоквартирные жилые дома, перечисленные в перечне к акту проверки от 20 июля 2021г. N 791-1/21, расположены в районе контейнерных площадок, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, и тем самым потребителям обеспечена возможность пользоваться конкретными контейнерными площадками, не имеют опровержения в материалах дела.
Доводы жалобы о том, что мировой судья должен был самостоятельно исследовать и установить обстоятельства пользования контейнерными площадками конкретными потребителями, необоснованны. КоАП РФ не возлагает на суд собирать доказательства, подтверждающие вину лица, в о отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного мировой судья правильно истолковал в пользу общества неустранимые сомнения по делу (ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Кроме того, п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Пункт 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016г. N 1156, конкретизирует условия, при выполнении которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным.
При этом ни указанные Правила, ни Правила N 354 не возлагают на регионального оператора обязанность по принуждению потребителя к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме в случае, когда в реестре муниципального органа мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены места для конкретных потребителей.
Ссылка в жалобе заявителя на определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2020г. N 309-ЭС20-71 не свидетельствует о законности выданного обществу Службой предписания и о незаконности судебных решений, принятых на основании представленных в деле доказательств и по конкретным фактическим обстоятельствам. К тому же, из приведенного судебного акта вышестоящей судебной инстанции не следует, что отсутствие в реестре муниципального органа указания мест складирования твердых коммунальных отходов для отдельных потребителей является безусловным основанием полагать действия (бездействия) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (незаключение с потребителями договоров на предоставление услуги по обращению твердыми коммунальными отходами в письменной форме, начисление им платы за пользование указанной услугой) незаконными.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких условиях судья районного суда обоснованно учел, что возобновление производства по делу с целью дополнительного исследования обстоятельств виновности общества будет незаконным.
Таким образом, при рассмотрении настоящей жалобы заявителя обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 12 января 2022г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2022г. оставить без изменений, жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Шишкиной М.В. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.