Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Ветровой Юлии Викторовны, действующей в интересах администрации г.Канска Красноярского края, на вступившее в законную силу решение судьи Красноярского краевого суда от 19 января 2022г., вынесенное в отношении администрации г.Канска Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника МРО по ОВИП УФССП России по г.Красноярску от 11 мая 2021г. администрация г.Канска Красноярского края (далее также администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 30000 рублей.
Решением судьи Канского городского суда Красноярского края от 20 сентября 2021г. постановление должностного лица административного органа от 11 мая 2021 г. отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 19 января 2022г. решение судьи Канского городского суда Красноярского края от 20 сентября 2021г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение тому же городскому суду.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации г.Канска Красноярского края настаивает на отмене решения судьи Красноярского краевого суда от 19 января 2022г, приводя доводы о незаконности судебного акта.
Изучение жалобы заявителя и представленных с ней документов позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Как усматривается из материалов дела, администрация г.Канска Красноярского края не исполнила содержащееся в исполнительном листе, выданном 14 июля 2020 г. Канским городским судом Красноярского края по гражданскому делу N на основании судебного акта от 11 июня 2020г, вступившего в законную силу 14 июля 2020г, требование об обязании администрации г.Канска Красноярского края предоставить С, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 27 января 2021г. о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - до 22 марта 2021 г. (получено Администрацией 3 февраля 2021 г.).
Должностным лицом вынесено постановление о признании администрации г.Канска Красноярского края виновной в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания.
Судья городского суда по результатам разрешения жалобы, поданной защитником администрации в порядке ст. ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ, отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, сделав вывод о том, что в деянии администрации нет вины, решение суда не исполнено по независящим от нее обстоятельствам, поскольку на момент исполнения соответствующего акта у администрации отсутствовал сформированный специализированный жилищный фонд, не имелось достаточного финансирования из бюджета субъекта, при этом администрацией г. Канска Красноярского края предприняты все меры для увеличения бюджетных ассигнований за счет бюджета края на осуществление своих полномочий по предоставлению жилья гражданам категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С выводами судьи городского суда не согласился судья краевого суда, рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания. Отменяя решение судьи городского суда, судья краевого суда пришел к выводу, что обязанность по исполнению судебного решения возложена на администрацию г. Канска Красноярского края, которой не предприняты все необходимые меры для обеспечения вышеуказанной категории лиц жильем. Непоступление в муниципальный бюджет субсидий краевого бюджета не является основанием полагать администрацию невиновной.
С выводами судьи краевого суда нет оснований не согласиться.
Судьей городского суда не исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, допущены существенные нарушения требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из смысла и содержания ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии прав вышеназванной категории лиц, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5).
Так, согласно п.п. 22, 23 ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000г. N 12-961 "О защите прав ребенка" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно включать в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а также использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования края.
Из вышеприведенных положений Законов следует, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на муниципальные органы Красноярского края и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, в том числе субвенций, у органов местного самоуправления, на чем настаивала сторона защиты.
При таких условиях доводы стороны защиты о том, что исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в только за счет субвенций краевого бюджета не основаны на законодательстве, в том числе Красноярского края.
Указанное не было учтено городским судом при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, что привело к вынесению необоснованного и незаконного решения.
Нарушение городским судом процессуальных требований, предусмотренных ст. ст. 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ, выявлено при рассмотрении дела в порядке ст. 30.9 КоАП РФ краевым судом, дело обоснованно возвращено на новое рассмотрение городскому суду.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Красноярского краевого суда от 19 января 2022г. оставить без изменения, жалобу защитника Ветровой Ю.В. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.