Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Третьяковского районного Совета депутатов, поданную 2 марта 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г, по административному делу N 2а-216/2021 по административному исковому заявлению Скосыревой Татьяны Ивановны об оспаривании решения Третьяковского районного Совета депутатов.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Третьяковского районного Совета депутатов Пяткова Р.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Скосырева Т.И. обратилась в Третьяковский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании недействительными результатов тайного голосования 4 августа 2021 г. депутатов Третьяковского районного Совета депутатов по избранию главы Третьяковского района, о признании незаконным решения Третьяковского районного Совета депутатов от 4 августа 2021 г. N 47 "Об избрании главы Муниципального образования Третьяковский район Алтайского края".
В обоснование требований указано, что решением конкурсной комиссии Жукова О.В, Герман Е.Э, Скосырева Т.И. рекомендованы на должность главы района. Решением Третьяковского районного Совета депутатов от 4 августа 2021 г. N на должность главы района избран Герман Е.Э. Полагает, что Герман Е.Э. не мог принимать участие в голосовании по своей кандидатуре на должность главы района, поскольку в указанной ситуации имеется конфликт интересов, при которой его личная заинтересованность в назначении на должность главы района повлияла на объективное и беспристрастное осуществление им полномочий депутата районного Совета депутатов. При этом Герман Е.Э, являясь депутатом и председателем районного Совета депутатов, то есть лицом, замещающим муниципальную должность, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, путем отвода или самоотвода, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона. В связи с тем, что Герман Е.Э. набрал минимально допустимое для избрания Главой района количество голосов - 10, его голос повлиял на результаты голосования, следовательно, результаты голосования не могут быть признаны действительными. В данной ситуации не обеспечено ее равное право на избрание главой района.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 12 октября 2021 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г, решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 12 октября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административные требования Скосыревой Т.И. удовлетворены, постановлено: признать незаконным решение Третьяковского районного Совета депутатов от 4 августа 2021 г. N N "Об избрании главы Муниципального образования Третьяковский район Алтайского края.
В кассационной жалобе Третьяковский районный Совет депутатов Алтайского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда.
В обоснование кассационной жалобы указывают на нарушение апелляционным судом норм материального права. Ссылаясь на положения статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", указывают, что в действиях Германа Е.Э. не усматривается конфликт интересов поскольку, являясь всенародно избранным депутатом и претендуя на должность главы, он, прежде всего, действует в интересах общественности - тех избирателей, которые голосовали за него и его программу на выборах в представительный орган, что не противоречит и не наносит ущерб общественным интересам. Настаивают, что какие - либо нормы, ограничивающие право депутата представительного органа муниципального образования голосовать на заседании представительного органа муниципального образования, в том числе за самого себя, не установлены. Ссылаясь на разъяснения, данные Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению в ответе на схожий вопрос, считают, что Герман Е.Э. был вправе голосовать по вопросу избрания главы муниципального образования и не заявлять самоотвод ввиду отсутствия в данной ситуации как ограничений его избирательного права, так и конфликта интересов. Полагают, что оспариваемое апелляционное определение нарушает избирательные права граждан, интересы которых представлял депутат Герман Е.Э. как народный избранник, а также право Германа Е.Э. как гражданина Российской Федерации быть избранным в орган местного самоуправления, тем самым ограничив его пассивное избирательное право по основанию, не предусмотренному законодательством.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено, что Герман Е.Э. является депутатом Третьяковского районного Совета депутатов.
23 апреля 2021 г. Третьяковским районным Советом депутатов Алтайского края (далее также - Совет депутатов) принято решение N N (с учетом изменений от 29 июня 2021 г.) о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Третьяковский район Алтайского края.
4 августа 2021 г. состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Третьяковского района Алтайского края, по результатам которого принято решение рекомендовать для избрания на должность главы Третьяковского района Алтайского края Жукову О.В, Германа Е.Э, Скосыреву Т.И, о чем кандидаты уведомлены.
В тот же день состоялась внеочередная 41 сессия Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края с повесткой для: об избрании главы муниципального образования Третьяковский район Алтайского края. Согласно протоколу участвовали 18 депутатов из 18 избранных.
По результатам голосования Третьяковским районным Советом депутатов Алтайского края принято решение от 4 августа 2021 г. N N "Об избрании главы муниципального образования Третьяковский район Алтайского края", согласно которому главой муниципального образования избран Герман Е.Э. Согласно протоколу N 3 заседания счетной комиссии от 4 августа 2021 г. Герман Е.Э. по результатам тайного голосования набрал 10 голосов, Скосырева Т.И. - 8, Жукова О.В. - 0.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым в удовлетворении требований отказано, и принимая новое решение о признании незаконным решения Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края от 4 августа 2021 г. N 47 "Об избрании главы муниципального образования Третьяковский район Алтайского края", суд апелляционной инстанции исходил из того, что в данном случае депутату Совета депутатов Герману Е.Э. следовало воздержаться от участия во внеочередной 41 сессии районного Совета депутатов с целью избежания конфликта интересов. При этом судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании недействительным результата тайного голосования от 4 августа 2021 г. депутатов Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края по избранию главы Третьяковского района Алтайского края, поскольку эти требования заявлены излишне, охватываются требованиями об оспаривании решения Совета депутатов от 4 августа 2021 г. N 47.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами, изложенными в апелляционном определении, полагает, что нормы материального права, подлежащие применению при проверке законности оспариваемого решения Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края применены неправильно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии со статьями 21, 22 Устава муниципального образования Третьяковский район Алтайского края, принятого Решением Третьяковского районного Совета депутатов от 30 ноября 2020 г. N 32 (далее - Устав), районный Совет депутатов входит в структуру органов местного самоуправления и состоит из 18 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Согласно статьям 26, 37 Устава к полномочиям районного Совета депутатов относится, в том числе, избрание главы района; глава района избирается районный Советом депутатов на открытой сессии из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и осуществляет свои полномочия на постоянной основе, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района устанавливается районным Советом депутатов.
В силу статьи 30 Регламента Третьяковского районного Совета депутатов, утвержденного решением Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2017 г. N 67, сессия районного Совета по рассмотрению вопроса об избрании главы района проводится в сроки, определённые решением районного Совета об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы района. Решение об избрании главы района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидаты для избрания на должность главы района выступают перед депутатами с программами предстоящей деятельности. Каждый депутат имеет право задавать вопросы кандидату. При обсуждении кандидатов на должность главы района депутат вправе агитировать "за" или "против" избрания той или иной кандидатуры. В бюллетень для тайного голосования включаются все рекомендованные конкурсной комиссией кандидатуры, кроме лиц, взявших самоотвод. Включение кандидатур в бюллетень производится без голосования. Кандидат на должность главы района считается избранным, если за его избрание проголосовало более половины от установленной численности депутатов.
В соответствии со статьей 32 Устава к полномочиям депутата на сессии относится, в частности право высказывать мнение по персональному составу формируемых органов и по кандидатурам избираемых (назначаемых с согласия) должностных лиц.
Решением Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края от 26 марта 2021 г. N 24 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Третьяковский район Алтайского края (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка для проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования формируется конкурсная комиссия в составе 6 человек. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих (пункт 3.10). Решение о рекомендации кандидата районному Совету депутатов для избрания на должность главы района принимается по каждому кандидату в его отсутствие путем открытого голосования (пункт 6.6).
Оценив представленные доказательства, руководствуясь указанными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений процедуры проведения конкурса и избрания главы района не допущено, кандидаты были лично извещены о результатах конкурса, присутствовали на сессии Совета депутатов, им предоставлено время для выступления, возражений в проведении выборов в день проведения конкурсной комиссии не выражено, отводов не заявлено, нарушений, которые могли повлиять на результаты голосования, не допущено.
Выводы суда апелляционной инстанции, послужившие основанием для отмены решения суда первой инстанции, основанные на непринятии мер кандидатом Германом Е.Э. для предотвращения конфликта интересов и его обязанности воздержаться от участия во внеочередной сессии, основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Исполнение депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий, в том числе при разрешении вопроса об избрании главы муниципального образования, не может подпадать под ситуацию, соответствующую понятию, изложенному в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, что указано в части 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
Возможность участия депутата представительного органа местного самоуправления в принятии решений по вопросам, относящимся к компетенции представительного органа, в том числе по вопросам выбора главы муниципального образования, Федеральным законом N 131-ФЗ, Законом Алтайского края от 27 ноября 2014 г. N 92-ЗС "О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края", Уставом муниципального образования Третьяковский район Алтайского края, а также указанными выше Регламентом Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края и Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Третьяковский район Алтайского края какими - либо условиями не ограничена. При этом голосование депутата "за себя" не свидетельствуют о наличии конфликта интересов в контексте Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Кроме того, судебная коллегия кассационного суда полагает необходимым отметить, что из протокола внеочередной сессии следует, что в связи с тем, что Герман Е.Э. является кандидатом на должность главы, Советом депутатов для проведения 41 внеочередной сессии председательствующим был избран Буланов И.Ю. Нарушений при голосовании и подсчете голосов не выявлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г. и оставлении в силе решения Третьяковского районного суда Алтайского края от 12 октября 2021 г.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г. отменить, оставить в силе решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 12 октября 2021 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 мая 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.