Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гуляевой Тамары Терентьевны, поданную 12 февраля 2022 г, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2021 г, по административному делу N 2а-3054/2021 по административному исковому заявлению Гуляевой Тамары Терентьевны о признании незаконным решения администрации г. Кемерово о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Гуляева Т.Т. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Кемерово от 29 мая 2020 г. N в части снятии Гуляевой Т.Т. с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности устранить нарушение прав путем восстановления на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в положении очереди, существующем на момент исключения.
В обоснование требований указано, что Гуляева Т.Г. является "данные изъяты" "данные изъяты". До 2001 года она проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", также имела дачу в "адрес".
В 2001 году Гуляева Т.Т. продала указанную квартиру в связи с переездом на постоянное место жительства в "адрес" Кемеровской области. Дачу при отъезде передала семейной паре ФИО7, однако документы о купле-продаже не оформила, так как правоустанавливающих документов на дом не было.
В 2001 году Гуляева Т.Т. купила дом, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в котором проживала до июня 2009 года. 23 июня 2009 г. случился пожар, в результате которого дом сгорел полностью.
В связи с тем, что в результате пожара Гуляева Т.Т. лишилась жилья, 15 декабря 2009 г. была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в "адрес". В связи с переездом в г. Кемерово с 21 февраля 2012 г. была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Кемерово. С этого времени предоставлено временное жилое помещение, распложенное по адресу: "адрес".
2 июня 2020 г. Гуляева Т.Т. получила уведомление о том, что постановлением администрации города Кемерово от 29 мая 2020 г. N она была снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Полагает решение о снятии ее с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным. Настаивает, что отсутствует факт предоставления недостоверных сведений Гуляевой Т.Т. при принятии на учёт. На момент постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, Гуляева Т.Т. являлась "данные изъяты" "данные изъяты", и у нее не было жилого помещения, принадлежащего ни на праве собственности, ни каком-либо ином законном основании. Вывод администрации о том, что на момент принятия ее на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в собственности Гуляевой Т.Т. имелось жилое помещение, общей площадью 46, 3 кв.м, по адресу "адрес" "адрес" на основании договора купли-продажи жилого дома от 4 мая 2001 г, которое не было признано непригодным для проживания, и право, на которое не было прекращено, полагает не соответствующим действительности. Указывает, что своевременно не обратилась в регистрационную службу с целью снятия указанного дома с регистрационного учёта, потому что не знала, что это необходимо. В настоящее время право собственности на указанный объект прекращено по причине отсутствия дома на основании тех же документов. С момента пожара, в результате которого сгорел жилой дом по адресу г "адрес", "адрес", до момента снятия с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий никаких изменений в обеспеченности Гуляевой Т.Т. жилым помещением не произошло. Указывает, что намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учёте, как нуждающейся в жилом помещении, не совершала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2021 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Гуляева Т.Т. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым административные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на незаконность и необоснованность судебных актов. Не согласна с выводом суда о том, что отчуждение на основании договора купли-продажи от 12 ноября 2010 г. жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу "адрес", является намеренным ухудшением жилищных условий и влечёт отсутствие правовых оснований для принятия на учёт лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Настаивает, что указанный дом на каком - либо праве ей не принадлежал. Полагает необоснованным вывод судов о пропуске процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением. Судом первой и апелляционной инстанции при разрешении данного вопроса не приняты во внимание ее возраст (84 года), правовая безграмотность, а так же принятые ограничительные мероприятия, вызванные распространением коронавирусной инфекции, режим самоизоляции для лиц, старше 65 лет, что так же препятствовало сбору документов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договора социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с требованиями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия на учет в 2009 г. установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
При этом в силу части 4 статьи 52 указанного кодекса с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, установлено, что гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, к числу которых отнесены инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (пункт 11 части 1 статьи 1), жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 г. N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на учет принимаются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Гуляева Т.Т. с 2008 г. является "данные изъяты" бессрочно. На основании договора купли - продажи жилого дома от 14 мая 2001 г. Гуляева Т.Т. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 46, 3 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1 975 кв.м. Право собственности зарегистрировано 14 мая 2001 г. Согласно справке Отделения ГПП г. Березовский Управления государственного пожарного надзора от 30 июля 2009 г. N 579 указанный жилой дом и надворные постройки сгорели полностью. ГП Кемеровской области "ЦТИ Кемеровской области" 7 сентября 2009 г. предоставлена справка о том, что на земельном участке по адресу: "адрес" домовладение отсутствует в связи с пожаром.
Распоряжением Главы г. Березовский от 15 декабря 2009 г. N-р Гуляева Т.Т, "данные изъяты", принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что лишилась жилого помещения в результате пожара.
На момент постановки на учет, согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Томской области Гуляева Т.Т. являлась собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес". "адрес" приобретенных 27 ноября 1996 г. Площадь жилого дома - 24, 8 кв.м. Указанный жилой дом и земельный участок были отчуждены Гуляевой Т.Т на основании договора купли - продажи жилого дома и земельного участка, заключенного 12 ноября 2010 г, право собственности прекращено 8 декабря 2010 г.
Распоряжением администрации города Кемерово от 16 марта 2012 г. N Гуляева Т.Т. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда "адрес", по категории "инвалид", составом семьи 1 человек.
Постановлением администрации г. Кемерово от 29 мая 2020 г. N Гуляева Т.Т, снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в их удовлетворении, исходя из того, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку о нарушении своих прав Гуляева Т.Т. знала не позднее июня 2020 года, а в суд обратилась 3 июня 2021 г. Кроме того, суд пришел к выводу о законности решения о снятии Гуляевой Т.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку представленные документы свидетельствуют об отсутствии оснований для постановки Гуляевой Т.Т. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент принятия решений о постановке на учет.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судами норм права, которые могли повлечь отмену судебных актов, не подтверждают.
При принятии решения о снятии с учета администрацией г. Кемерово обоснованно принято во внимание, что на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Гуляевой Т.Т. принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 24, 8 кв.м,, находящееся по адресу: "адрес", которое при принятии на учет в 2009 году не было учтено. Кроме того, обоснованно указано, что в связи с прекращением права собственности на указанное жилое помещение в 2010 году, на момент принятия Гуляевой Т.Т. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, пятилетний срок с даты продажи дома (8 декабря 2010 г.) не был истек. Таким образом, основания для принятия Гуляевой Т.Т. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях у администрации города Кемерово отсутствовали, при выявлении указанные обстоятельства обоснованно явились основанием для снятия с учета. Справка, предоставленная Администрацией Новокусковского сельского поселения от 7 декабря 2020 г. N, вопреки доводам заявителя, не подтверждает прекращение права собственности на жилой дом в 2001 году, а также не свидетельствует о том, что дом не является жилым помещением.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, опровергаются собранными по делу доказательствами, ввиду чего не могут быть приняты во внимание.
Доводы кассационной жалобы выражающие несогласие с выводами суда о пропуске срока на обращение в суд не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку не повлекли неправильные выводы суда, на законность принятых по делу судебных постановлений не повлияли, поскольку суд первой инстанции не ограничился отказом в удовлетворении требований только по мотиву пропуска срока обращения в суд, в полном объеме исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и дал им правовую оценку.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец Гуляева Т.Т. на основании договора N безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме ветеранов от 26 марта 2012 г, заключенного с ГКУ Кемеровской области "Кузбасс - Баланс" до получения жилого помещения по договору социального найма проживает в жилом помещении - однокомнатной квартире, общей площадью 36, 5 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", на основании заявления 6 октября 2020 г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Гуляевой Т.Т. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 мая 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.