Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мэрии г. Новосибирска, поданную 21 марта 2022 года, на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 7 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 21 декабря 2021 года
по административному делу N 2а-1023/2021 по административному исковому заявлению Шумихина Павла Анатольевича к мэрии г. Новосибирска, Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Сибирское отделение Российской академии наук" об обязании принять меры, направленные на образование земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане путем совершения всех необходимых действий, предусмотренных законом, включая постановку земельного участка на кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шумихин П.А. обратился в Советский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о возложении обязанности на Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, мэрию г. Новосибирска принять меры, направленные на образование земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом "адрес" кадастровый номер дома N, путем совершения всех необходимых действий, предусмотренных законом, включая постановку земельного участка на кадастровый учет в срок до 22 ноября 2021 года.
В обоснование требований указано, что 21 августа 2020 года в Территориальное Управление Росимущества по Новосибирской области было направлено обращение о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования (многоэтажные жилые дома секционного типа, общежития, блокированные жилые дома) жильцам многоквартирного жилого дома по "адрес", расположенного на указанном участке.
1 сентября 2020 года Территориальное Управление в ответе разъяснило, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно с утвержденным проектом межевания.
9 октября 2020 года председателю СО РАН было направлено обращение с просьбой согласовать схему расположения вышеуказанного земельного участка и направить в Росимущество отказ от постоянного (бессрочного) пользования в согласованных границах земельного участка.
Мэрия г. Новосибирска также отказала истцу в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации истец указывает, что собственники помещений многоквартирного дома имеют право на образование земельного участка под домом и передачу его в долевую собственность с постановкой на кадастровый учет. Данное право собственников не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия проекта межевания.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 7 июля 2021 года административный иск удовлетворен частично. На мэрию г. Новосибирска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области возложена обязанность принять меры, направленные на образование земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" путем совершения всех необходимых действий, предусмотренных законом, включая постановку земельного участка на кадастровый учет в срок до 1 февраля 2022 года. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 21 декабря 2021 года решение Советского районного суда г. Новосибирска от 7 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрией г. Новосибирска ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что согласно свидетельству о государственной регистрации права Шумихин П.А. является долевым собственником квартиры по адресу: "адрес"
В соответствии с протоколом N общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" от 25 декабря 2019 года, собственниками было принято решение о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, утверждении лиц уполномоченных на подачу заявления о формировании земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером N является составной частью единого землепользования с кадастровым номером N
В адрес Территориального управления Росимущества по Новосибирской области поступали обращения от 21 августа 2020 года, от 21 октября 2020 года, от 11 декабря 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка под МКД по "адрес" и передачи земельного участка с кадастровым номером N в общую долевую собственность.
1 сентября 2020 года Территориальное управление направило ответ о том, что образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Земельный участок с кадастровым номером N является составной частью единого землепользования с кадастровым номером N и самостоятельным не является, был предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования) ФГБУ "СО РАН".
21 января 2021 года уполномоченное собственниками помещений дома лицо обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формировании земельного участка под многоквартирным домом для дальнейшего его отвода в общую долевую собственность собственников квартир.
3 февраля 2021 года мэрия г. Новосибирска в ответе на обращение представителя истца сообщила, что образование земельного участка осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Подготовка проектов межевания осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 41, статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 20 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подпунктов 4.1.17 и 4.1.18 пункта 4 Положения о Территориальном управлении Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным Приказом Росимущества от 5 марта 2009 года N63, разъяснений, содержащихся в пунктов 66 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к выводу об удовлетворении требований Шумихина П.А. в части обязания мэрии г. Новосибирска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области принять меры, направленные на образование земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" путем совершения всех необходимых действий, предусмотренных законом, указав, что передача образованного земельного участка в долевую собственность собственников жилых помещений в МКД по "адрес" влечет прекращение права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Суд указал, что поскольку переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связан исключительно с формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны осуществить в полном объеме процедуру формирования участка и постановку его на кадастровый учет. В том числе, Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области, при поступлении к нему обращения заинтересованных лиц о формировании земельного участка должно инициировать процедуру формирования земельного участка под МКД путем перенаправления обращения в мэрию г. Новосибирска для подготовки проекта межевания, а в последующем принять решение по вопросу согласования границ образуемого участка. В полномочия мэрии г. Новосибирска входит подготовка проекта межевания и процедура утверждения проекта межевания с последующим направлением в Управление Росреестра по Новосибирской области для регистрации. Несмотря на то, что СО РАН принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования, требования к нему не заявлены, формирование земельного участка в его обязанности не входит. Основания для образования земельного участка в соответствии со схемой, прилагаемой истцом, отсутствуют, поскольку требуется план межевания территории. Отсутствуют доказательства, что данная схема была согласована всеми собственниками многоквартирного дома. При определении размера площади земельного участка и его границ должны быть соблюдены как права и законные интересы собственников помещений в жилом доме по "адрес", так и рядом расположенных многоквартирных жилых домов.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что судом первой инстанции был установлен недостаточный срок для совершения действий, поскольку проект межевания оформляется на основании инженерных изысканий и требует специальных знаний и навыков в области геодезии, кадастра и строительства, его подготовка должна осуществляться специализированной организацией. Кроме того, рассмотрение проекта межевания осуществляется на общественных обсуждениях, по итогам которых может быть направлен на доработку. Ввиду отсутствия утверждённого проекта межевания образование земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: "адрес" невозможно, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций неправомерно обязали ответчиков принять меры, направленные на образование земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" путём совершения всех необходимых действий, предусмотренных законом, включая постановку земельного участка на кадастровый учёт, тем самым не применив закон, подлежащий применению: подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В данном случае, заявление административного истца, направленное орган местного самоуправления, являлось основанием для выполнения обязанности по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством и указание в нем сведений о земельных участках, снятых с кадастрового учета и о земельных участках, вид разрешенного использования которых не предусматривает возможность жилой застройки не могло служить препятствием для реализации права собственников помещений на земельный участок под многоквартирным жилым домом.
Изложенное свидетельствует о том, что отказ в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, заявитель, при наличии заявления собственника помещения в многоквартирном жилом доме, обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. При этом вопреки утверждению заявителя отдельного обращения с заявлением о подготовке проекта межевания для осуществления органом местного самоуправления всех необходимых действий по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом не требуется.
Указание на невозможность осуществления возложенной судом обязанности в определенные в судебных актах сроки на наличие оснований для изменения судебных актов не указывает, поскольку необходимость определения иного разумного срока не мотивирована.
Довод кассационной жалобы административного ответчика о невозможности формирования земельного участка в отсутствие проекта межевания квартала являлся предметом проверки суда апелляционной инстанции, которому дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Ссылки кассатора на то, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций вышли за пределы административных исковых требований, нарушив статью 178 КАС РФ, основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку исходя из предмета заявленного требования определение границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, а также его площади достаточной для эксплуатации данного объекта осуществляется при формировании земельного участка. При этом невозможность формирования земельного участка согласно представленной в орган местного самоуправления схемы земельного участка не влечет отказ в формировании участка согласно действующему правовому регулированию.
Приведенные выше, а также иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам дела соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Новосибирска от 7 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.