Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи, обеспечиваемой Центральным районным судом г. Омска, кассационную жалобу Администрации города Омска, поданную 31 марта 2022 года, на решение Центрального районного суда города Омска от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 марта 2022 года
по административному делу N 2а-3633/2021 по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска о признании незаконным постановления от 19 мая 2021 года N 299-п "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления срока, о возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Калинина Н.Д, представляющего интересы Администрации города Омска, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора восьмого (апелляционно - кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Центрального административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением. с учетом уточнения требований, о признании незаконным постановления Администрации г. Омска от 19 мая 2021 года N 299-п "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления до 13 декабря 2028 года срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", о возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц данного многоквартирного дома, а именно не позднее 31 декабря 2022 года.
Решением Центрального районного суда города Омска от 22 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 марта 2022 года, признано незаконным постановление от 19 мая 2021 года N 299-п "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", до 13 декабря 2028 года. На Администрацию г. Омска возложена обязанность установить разумный срок отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", не позднее 31 декабря 2022 года.
В кассационной жалобе Администрацией города Омска ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В рамках реализации Программы с участием финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и бюджета города Омска до 1 сентября 2025 года планируется расселить весь аварийный жилищный фонд ("данные изъяты" тыс. кв. м), признанный таковым до 1 января 2017 года. Расселение домов признанных аварийными и подлежащими сносу общей площадью более "данные изъяты" тыс. кв. м (по состоянию на 4 мая 2021 года) возможно не ранее 2028 года, в связи с чем проектом постановления Администрации города Омска предлагается установить соответствующий срок отселения физических и юридических лиц из указанных многоквартирных домов. Действия Администрации города Омска по установлению срока переселения граждан из аварийного жилья обусловлены действующим законодательством и возможностью фактической реализации региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2019 года N 117-п. Указывая в решении об установлении разумного срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома "до 31 декабря 2022 года", суды вмешались в компетенцию органов местного самоуправления.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что постановлением N 299-п восьмиквартирный дом N по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц-до 31 декабря 2028 года.
Данное постановление принято на основании заключения межведомственной комиссии города Омска от 30 апреля 2021 года N, которым были выявлены основания для признания многоквартирного дома N аварийным и подлежащим сносу. Названное заключение межведомственной комиссии города Омска, принято с учетом технического заключения, составленного бюджетным учреждением Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" 30 марта 2021 года по результатам обследования многоквартирного дома N
Согласно техническому заключению по результатам обследования многоквартирного дома N выполненному бюджетным учреждением Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" 30 марта 2021 года, физический износ строения составляет 77%. Существующие конструкции фундаментов, стен, перегородок, перекрытия, кровли, пола, оконных и дверных блоков на момент обследования находились в аварийном техническом состоянии. Существующие конструкции деревянной лестницы на момент обследования находились в аварийном техническом состоянии. Существующие конструкции козырьков на момент обследования находились в аварийном техническом состоянии. Существующая система электроснабжения на момент обследования находится в аварийном техническом состоянии. Существующие отопительные приборы на момент обследования находятся в аварийном техническом состоянии.
Многоквартирный дом N не отвечает требованиям пунктов 10, 11, 12, 13, 15, 16 главы II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Многоквартирный дом N не соответствует пункту 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требованиям статьей 7, 10, 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В многоквартирном доме N имеются деформации и биологические разрушения деревянных конструкций перекрытия, полов, перегородок, оконных и дверных блоков. Имеются значительные повреждения фундаментов, стен. Имеются значительные деформации и биологическое разрушение деревянных конструкций кровли. Требуется замена фундаментов, цоколя. Требуется полная замена стен. Требуется полная замена перекрытия. Требуется ремонт деревянных перегородок с их вывешиванием, выравниванием, укреплением связей со смежными конструкциями. Требуется усиление кирпичных перегородок с заделкой и расшивкой трещин, укрепление связей с наружными стенами или их полная замена. Требуется полная замена крыши, полная замена утепления перекрытия. Требуется ремонт конструкций лестницы с заменой ступеней. Требуется устройство системы центрального отопления, системы водоснабжения, канализации, вентиляции. Электротехнические устройства дома непригодны к эксплуатации и требуют полной замены. Индивидуальные отопительные приборы (печи) непригодны к эксплуатации. Деревянные конструкции оконных и дверных блоков необходимо полностью заменить. Существующие конструкции фундаментов, стен, перегородок, перекрытия, крыши, полов, оконных и дверных блоков, отопительных приборов, электротехнических устройств находятся в аварийном состоянии и согласно пункту 4.5 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" их эксплуатация должна быть запрещена. Дом является аварийным и подлежит сносу.
Кроме того, в материалах дела имеется акт осмотра, составленный помощником прокурора Центрального административного округа г. Омска совместно со специалистом Государственной жилищной инспекции Омской области и специалистом - главным инженером "данные изъяты" согласно которому выводы, изложенные в техническом заключении "данные изъяты" "данные изъяты" подтверждаются.
В многоквартирном доме N, являющимся аварийным, на дату рассмотрения настоящего дела проживали собственники жилых помещений.
Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд с учётом данных о техническом состоянии многоквартирного дома N, пришел к выводу о том, что проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем установленный срок отселения до 31 декабря 2028 года нельзя признать разумным, он подлежит определению в срок не позднее 31 декабря 2022 года.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления. В то же время законодательством конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, не установлены. Однако, они должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованию разумности. Учитывая аварийное техническое состояние дома, в том числе несущих конструкций дома, его физический износ, угрозу обрушения дома и наличие непосредственной опасности жизни, здоровью граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, так и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленный срок отселения до 31 декабря 2028 года не отвечает требованию разумности.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов (далее - Положение).
Согласно абзацу 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку юридически значимым обстоятельством для установления срока отселения является техническое состояние жилого дома, степень его аварийности и опасности для проживания в нем граждан, суды первой и апелляционной инстанций при оценке разумности данного срока обоснованно применили нормы вышеуказанного Положения и пришли к правильному выводу о том, что установленный до 31 декабря 2028 года срок отселения граждан разумным признан быть не может.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по делу, аргументированы и основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит. Вопреки утверждению заявителя нормы материального права регулирующие возникшие правоотношения применены судами правильно.
Указание подателя жалобы на необоснованное вмешательство в деятельность органа местного самоуправления ввиду определения срока для принятия решения об установлении нового срока расселения спорного многоквартирного дома, ошибочно, поскольку данный срок определен судами с целью защиты права неопределённого круга лиц и способ восстановления нарушенного права, как подмену компетенции органа указанное расценивать нельзя.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит. Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам дела соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.