Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Города Томска, поданную 30 марта 2022 года, на решение Томского областного суда от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 года
по административному делу N 3а-280/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области в защиту интересов Паршина Александра Сергеевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Томской области обратился в Томский областной суд в защиту интересов Паршина А.С. с административным исковым заявлением о присуждении Паршину А.С. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей.
В обоснование требований указано, что решением Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2019 года удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска к администрации Города Томска, на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить Паршину А.С. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
Прокуратурой г. Томска по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Диденко А.Н. в защиту Паршина А.С. о неисполнении решения Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2019 года проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что 8 октября 2019 года возбуждено исполнительное производство, до настоящего времени требования указанного судебного акта не исполнены, жилое помещение Паршину А.С. не предоставлено. Продолжительность неисполнения судебного акта составляет более двух лет. Неисполнение судебного решения в разумный срок имеет для Паршина А.С. существенную значимость и последствия, поскольку влечет длительное нарушение права Паршина А.С, относящегося к категории наиболее социально незащищенных граждан, на получение жилого помещения. По мнению администрации Города Томска обстоятельствами, препятствующими исполнению решения суда, являются отсутствие на рынке недвижимости необходимого количества жилых помещений площадью 25 кв.м; распределение приобретенных квартир детям - сиротам, имеющим судебные решения о предоставлении квартир с более ранней датой вступления их в законную силу. Учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым задерживается исполнение судебного акта, с учетом предмета исполнения решения суда, степени сложности исполнительного производства, общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Решением Томского областного суда от 21 декабря 2021 года административный иск удовлетворен частично. Паршину А.С. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 43 000 рублей. Исполнение решения возложено на Департамент финансов администрации г. Томска за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 года решение Томского областного суда от 21 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департаментом финансов администрации Города Томска ставится вопрос об отмене судебных актов.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Томской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что решением Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2019 года на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить Паршину А.С. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
1 октября 2019 года исполнительный лист направлен Советским районным судом г. Томска в адрес УФССП России по Томской области.
8 октября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области (далее ? МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области) от 3 октября 2019 года Стрельчуновой А.В. возбуждено исполнительное производство N в отношении должника Администрация Города Томска, в пользу взыскателя Паршина А.С. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В предоставленный 5-дневный срок решение суда исполнено не было, как не исполнено оно и по настоящее время.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Стрельчуновой А.В. от 17 октября 2019 года с администрации Города Томска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Стрельчуновой А.В. от 17 октября 2019 года установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 22 ноября 2019 года.
27 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Стрельчуновой А.В. вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае злостного неисполнения решения суда, а равно воспрепятствования его исполнению.
В рамках исполнительного производства судебным приставом- исполнителем неоднократно назначался новый срок исполнения требований исполнительного документа (постановления судебного пристава- исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Стрельчуновой А.В. от 22 ноября 2019 года, 27 декабря 2019 года, от 4 февраля 2020 года, 6 марта 2020 года, 8 апреля 2020 года, 14 мая 2020 года, 26 июня 2020 года и т.д.).
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Антонян А.Ц. от 2 декабря 2019 года администрация Города Томска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного "данные изъяты" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечена к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Впоследствии, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, администрация Города Томска неоднократно признавалась виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного "данные изъяты" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлекалась к административной ответственности в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей (постановления начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 17 января 2020 года, от 12 февраля 2020 года, от 17 марта 2020 года, от 22 апреля 2020 года, от 8 июля 2020 года, от 10 августа 2020 года, от 9 сентября 2020 года, от 8 октября 2020 года, от 13 ноября 2020 года, от 14 декабря 2020 года и т.д.).
Таким образом, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимались необходимые меры, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. До настоящего времени решение суда не исполнено.
Таким образом, общая продолжительность исполнения решения Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2019 года со дня поступления исполнительного листа в МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области - 3 октября 2019 года по день рассмотрения настоящего административного дела составила 2 года 2 месяца 18 дней, со дня возбуждения исполнительного производства - 8 октября 2019 года по день рассмотрения настоящего административного дела составила 2 года 2 месяца 13 дней, а со дня вступления решения суда в законную силу - 1 октября 2019 года по день рассмотрения настоящего административного дела - 2 года 2 месяца 20 дней.
Оценив представленные доказательства, установив, что с момента возбуждения исполнительного производства общий срок исполнительного производства на день рассмотрения дела судом составляет более 2 лет, истёк шестимесячный срок, установленный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока обращения с административным иском в суд, и наличии обстоятельств, подтверждающих нарушение права Паршина А.С. на исполнение судебного акта в разумный срок, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у заявителя права на присуждение компенсации, поскольку действия административных ответчиков не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда. Размер компенсации определен судом в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" исходя из принципов разумности и справедливости, установленных по делу обстоятельств, по которому допущено длительное неисполнение судебного акта, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, принимая во внимание, что административный истец относится к категории социально незащищённых граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
На основании статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в силу требований процессуальных законов, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2010 года N 4-П, судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение приведено в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Федерального закона N 68-ФЗ, часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из положений части 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в постановлении Пленума от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55).
Общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский суд также установил, что если решением внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (постановления Европейского Суда по правам человека от 28 мая 2014 года, от 16 сентября 2010 года, от 15 июня 2006 года и другие).
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что общая продолжительность исполнения решения Советского районного суда города Томска от 23 августа 2019 года, которая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов по день вынесения решения по настоящему административному делу составила 2 года 2 месяца 13 дней, в то время как общий срок исполнения решения со дня вступления его в законную силу до дня вынесения по делу решения составил 2 года 2 месяца 20 дней, не отвечает требованиям разумности. Вывод судов о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок основан на положениях закона, установленных по делу обстоятельствах, основания считать его неправильным у кассационного суда отсутствуют.
Доводы подателя кассационной жалобы о достаточности и эффективности принимаемых администрацией города Томска действий по исполнению судебного акта установленным судом обстоятельствам и материалам административного дела не соответствуют.
Отсутствие финансирования, сложности с проведением закупочных процедур, на что в обоснование указанного довода ссылается административный ответчик, с учетом приведенного выше правового регулирования об обратном не свидетельствуют, не имеют правового значения и не влияют на правильность принятых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы в указанной части выражают несогласие истца с выводами судов двух инстанций, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, резолютивная часть решения суда первой инстанции неясностей при указании лица, с которого подлежит взысканию присужденная компенсация, не содержит, о неисполнимости судебного акта приведенная судом формулировка не свидетельствует.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.6 Положения о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 15 сентября 2005 года N 1001, департамент финансов администрации города Томска является финансовым органом администрации города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления; он имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации Города Томска и муниципального образования "Город Томск".
Поскольку исполнение решения Советского районного суда города Томска от 23 августа 2019 года возлагалось на администрацию города Томска, обязанность по выплате компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии с положениями пунктов 3, 5 части 9 статьи 3 Федерального закона N 68-ФЗ, решением Думы города Томска от 1 декабря 2020 года N 45 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов", разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в пунктах 35, 36 постановления Пленума от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", правомерно возложена на департамент финансов администрации города Томска за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск".
Ссылка административного ответчика на то, что при рассмотрении настоящего спора департамент выступал от собственного имени, а не от имени муниципального образования, несостоятельна, на материалах административного дела не основана.
В целом, приведенные департаментом в кассационной жалобе доводы аналогичны правовой позиции и доводам административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Несогласие департамента финансов администрации города Томска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Томского областного суда от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.