Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Забайкальским краевым судом и Алтайским краевым судом, кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 года и апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года по административному делу N 3а-1091/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя акционерного общества "Оборонэнерго" Кишпан Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление, орган регулирования) от 27 декабря 2019 года N 587 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2020-2024 годы (далее - решение N 587), подпунктом 6 приложения 2 к которому установлена необходимая валовая выручка акционерного общества "Оборонэнерго" на 2020 год в размере 37 433, 16 тыс. руб, на 2021 год - 49 966, 61 тыс. руб, на 2022 год - 49 451, 01 тыс. руб, на 2023 год ? 48 941, 59 тыс. руб, на 2024 год - 48 438, 29 тыс. руб.
Решением Управления от 27 декабря 2019 года N 588 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальными сетевым организациями на территории Алтайского края на 2020-2024 годы (далее также - решение N 588), решением от 27 декабря 2019 года N 589 - единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края на 2020-2024 годы (далее - решение N 589).
Решениями Управления от 29 декабря 2020 года N 552 "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 587" (далее - решение N 552), N 555 "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 588" (далее - решение N 555), N 556 "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 27 декабря 2019 года N 589" (далее - решение N 556) в связи с корректировкой необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) в решения NN 587, 588, 589 внесены изменения.
Полагая решения N N 552, 555, 556 в части установления необходимой валовой выручки на 2021 год не соответствующими требованиям Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года N 98-э и ссылаясь на то, что Управлением необоснованно исключены в полном объеме планируемые расходы общества по статье "Аренда помещений", а также неподконтрольные расходы по статье "Аренда производственных помещений" за 2019 год, акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (далее - АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в суд с административным иском о признании указанных решений в оспариваемой части не действующими.
Решением Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 3 апреля 2022 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивает на необоснованном исключении регулятором из НВВ общества планируемых расходов на аренду помещений и на необоснованной корректировке тарифным органом неподконтрольных расходов общества на аренду производственных помещений за 2019 год, указывая, что представленные АО "Оборонэнерго" договоры в подтверждение затрат по соответствующим статьям расходов в указанной части были заключены до внесения изменений в подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования; при этом редакция данного пункта, действующая на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, не требует предоставления сведений о структуре арендных платежей, данных арендодателей, подтверждающих начисление амортизации, налогов и других обязательных платежей. Полагает неверным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у регулирующего органа необходимости запрашивать дополнительную информацию в силу пункта 19 Правил регулирования. Считает исключение спорных расходов противоречащим принципу баланса экономических интересов и общим принципам основ ценообразования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике), и иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
На основании Положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики является Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Исходя из приведенного правового регулирования и установленных судами обстоятельств, подтвержденных материалами административного дела, является верным вывод судов двух инстанций о том, что оспариваемые в части в рамках настоящего дела нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к их форме и процедуре принятия. По этим основаниям судебные постановления административным истцом в кассационном порядке не обжалуются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования, пункт 9 Методических указаний).
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду помещений, которые определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пунктам 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения. При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Из материалов административного дела усматривается, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленными федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе на территории Алтайского края в зоне деятельности филиала "Забайкальский". Основными видами деятельности общества являются, в том числе, передача и распределение электрической энергии; эксплуатация, ремонт, обслуживание, диагностика электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими.
23 апреля 2020 года АО "Оборонэнерго" обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Органом регулирования на основании заявления административного истца установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 41 578, 02 тыс. руб.; в НВВ планируемых затрат на 2021 год по статье "Аренда помещений" и выпадающих расходов по статье "Аренда производственных помещений" на 2019 год не включены расходы в размере 2 287, 59 тыс. руб. и 2 236, 95 тыс. руб, в обоснование которых обществом представлены копии договоров аренды от 2 мая 2017 года N СИБ/1, от 2 марта 2019 года N 61-ЗБК-2019 с ИП Нестеровым А.С, договора субаренды от 9 августа 208 года с ООО "Управление механизации N 3 плюс", договора аренды от 1 декабря 2017 года N Н/Б-1 с ООО "Успех", заключенных на основании решений Центральной закупочной комиссии общества без проведения торгов, у единственного поставщика.
Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в признании оспариваемых нормативных правовых актов в указанной части не действующими, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В рассматриваемом случае у органа регулирования отсутствовали основания для применения абзаца третьего пункта 29 Основ ценообразования для включения в состав прочих расходов общества расходов на аренду нежилых помещений, поскольку в силу пункта 1 части 3.1, части 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупка у единственного поставщика не относится к конкурентному способу закупки и формой торгов не является; применение иных источников информации о ценах на аренду помещений в порядке последовательности также не представлялось возможным ввиду отсутствия такой информации.
Выводы судов соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов судов по доводам жалобы не имеется.
Пунктом 29Пунктом 29 Основ ценообразования установлена очередность применения органом регулирования информации о ценах исходя из закрытого перечня источников такой информации.
Представленные АО "Оборонэнерго" договоры, а также расчет средней рыночной цены аренды помещений, исходя из нескольких объявлений, размещенных на сайте Avito, обоснованно не приняты органом регулирования в качестве таких источников.
Возложение на орган регулирования обязанности расчета для организации расходов, связанных с арендой помещений, не учитывает заявительный порядок подачи регулируемой организацией предложения об установлении тарифов с документальным обоснованием по каждой заявленной статье затрат, то есть инициативный характер представления обосновывающих материалов.
В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов обосновывающие материалы к заявлению об установлении тарифов в сфере электроэнергетики, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности, - представляет регулируемая организация.
Являясь коммерческой организацией и одновременно профессиональным участником рынка электроэнергетики, предприятие несет риск уменьшения необходимой валовой выручки, в частности, по причине ненадлежащего обоснования необходимых для нее затрат.
Доводы административного истца об обратном, изложенные в настоящей жалобе, на нормах действующего законодательства не основаны.
Данные доводы являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Содержание жалобы, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 года и апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.