Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Бердска, поданную 12 апреля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 ноября 2021 г.
по административному делу N 2а-1043/2021 по административному исковому заявлению Бабарыкина Дмитрия Александровича к Администрации города Бердска Новосибирской области о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бабарыкин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Бердска N от 4 февраля 2021 г. об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В обоснование доводов указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО13 решением Бердского городского суда от 21 декабря 2005 г..лишена родительских прав, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Постановлением Главы администрации города Бердска от 16 января 2006 г..N 28 он был определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, где находился до совершеннолетнего возраста. 22 марта 2019 г..постановлением администрации города Бердска N истец был включен в списки на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, 4 февраля 2021 г..постановлением администрации города Бердска N исключен из указанного списка по причине отказа от участия в приватизации в отношении жилого помещения по месту регистрации. С постановлением ответчика от 4 февраля 2021 г..не согласен, считает его незаконным и нарушающим его жилищные права, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является однокомнатной квартирой, общей площадью 35 кв.м, жилой площадью 17, 7 кв.м. Указанная квартира предоставлялась его бабушке ФИО14 по ордеру N от 4 декабря 1997 г..9 декабря 2014 г..был заключен договор социального найма жилого помещения N, в котором нанимателем также являлась ФИО15 В соответствии с пунктом "данные изъяты" договора совместно с нанимателем в помещение вселялись ФИО16 (дочь), ФИО17 и Бабарыкин Д.А. (внуки). При этом истец был зарегистрирован в квартире. Изначально при подаче заявления о включении в списки наличие данного помещения не скрывалось. Более того, в постановлении администрации города Бердска от 4 февраля 2021 г..квартира названа как ранее закрепленное за ним жилое помещение. Закрепленное жилое помещение являлось непригодным для проживания ввиду несоответствия учетной норме жилой площади по Новосибирской области, которая должна составлять не менее 12 кв.м общей площади на одного человека.
Поскольку квартира является однокомнатной и не соответствует норме общей площади, проживание в ней нескольких семей невозможно. Факт отказа от участия в приватизации никаким образом не ухудшил его положение, он все равно имел и имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку никогда не был обеспечен жильем. На момент включения истца в списки на предоставление жилого помещения в 2019 г..он уже не являлся ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения и был включен в списки по верным основаниям. Пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка на предоставление жилья. Ни одного из предусмотренных законом оснований для исключения истца из списка на предоставление жилого помещения не наступило.
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 23 июня 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 ноября 2021 г. решение Бердского городского суда Новосибирской области от 23 июня 2021 г. отменено и принято по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным постановление администрации города Бердска от 4 февраля 2021 г. N 276.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права. В обоснование доводов ссылается на то, что административный истец являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, у него не было оснований, предусмотренных действующим законодательством, для включения в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме этого, при обращении в администрацию с вопросом о включении административного истца в список на обеспечение жильем по договорам найма специализированного фонда скрыл сведения об отказе на участие в приватизации квартиры, право пользования которой за ним сохранялось, предоставив недостоверные сведения. Судом апелляционной инстанции не исследовались доказательства количества проживающих в жилом помещении, данное обстоятельство не позволяет дать юридически значимую оценку факта невозможности проживания лицу из числа детей-сирот, детей-оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что матерью Бабарыкина Д.А. является ФИО19 в качестве отца истца в свидетельстве о рождении со слов матери указан ФИО20
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 21 декабря 2005 г, ФИО22 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО23 и Бабарыкина Д.А. (истец), с ФИО21 на содержание детей взысканы алименты в размере "данные изъяты" части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно.
Согласно постановлению Главы МО города Бердска от 16 января 2006 г. N несовершеннолетний Бабарыкин Д.А. определен в лицей - интернат N г. Бердска на полное государственное обеспечение; за ним закреплено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес", на весь период нахождения в государственном учреждении.
9 декабря 2014 г. между администрацией города Бердска (наймодатель) и ФИО24 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, общей площадью 35, 0 кв.м, жилой площадью 17, 7 кв.м, находящееся в собственности Муниципального образования города Бердска Новосибирской области, расположенное по адресу: "адрес", для проживания в нем. В жилое помещение совместно с нанимателем вселяются ФИО25дочь), ФИО26 и Бабарыкин Д.А. (внуки).
11 декабря 2014 г. истцом Бабарыкиным Д.А, состоящим на регистрационном учете по адресу: "адрес", было дано согласие на приватизацию указанной квартиры без его участия и без включения его в число собственников.
Согласно свидетельству о государственной регистрации, 5 марта 2015 г. право собственности на квартиру N по адресу: "адрес" было зарегистрировано за ФИО27 (тетей истца).
6 марта 2019 г. Бабарыкин Д.А. обратился с заявлением к ответчику о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Из справки ООО "РКЦ" от 14 марта 2019 г. следует, что Бабарыкин Д.А. зарегистрирован по адресу: "адрес", 9 декабря 1997 г. По указанному адресу также зарегистрированы: ФИО28 (дядя истца), ФИО29 (брат истца), ФИО30 (бабушка истца), ФИО31 (тетя истца).
Постановлением администрации города Бердска от 22 марта 2019 г. N Бабарыкин Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории города Бердска. Дата включения Бабарыкина Д.А. в список - 6 марта 2019 г.
Постановлением администрации города Бердска от 4 февраля 2021 г. N Бабарыкин Д.А. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Из постановления следует, что в ходе работы с документами учетного дела Бабарыкина Д.А. было установлено, что при подаче заявления о включении в список Бабарыкиным Д.А. были указаны недостоверные сведения, касающиеся его жилищных прав. Бабарыкин Д.А. не сообщил, что 11 декабря 2014 г. им было дано согласие на приватизацию квартиры без его участия и без включения его в число собственников. Бабарыкин Д.А. согласился с тем, чтобы квартира была приватизирована на любое лицо, имеющее право на приватизацию указанной квартиры. Поскольку Бабарыкин Д.А. являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, у него не было оснований, предусмотренных действующим законодательством, для включения в список и отсутствовало право на реализацию льготы, предусмотренной ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришёл к выводу о законности оспариваемого постановления администрации г. Бердска от 4 февраля 2021 г. N, поскольку Бабарыкин Д.А. являлся членом семьи нанимателя и им были предоставлены недостоверные сведения, касающиеся жилищных прав, а именно: истец не предоставил сведения о том, что 11 декабря 2014 г. им было дано согласие на приватизацию квартиры без его участия и без включения его в число собственников. Материалы дела не содержат предусмотренных законом доказательств невозможности проживания истца в квартире N по "адрес"
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда и удовлетворяя административные исковые требования, судебная коллегия исходила из того, что в период, когда Бабарыкин Д.А. являлся членом семьи нанимателя (до приватизации квартиры его тетей), он не являлся обеспеченным жильем, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно зарегистрированное и проживающее в нем лицо, была менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Решением Совета депутатов города Бердска от 4 мая 2006 г. N 94 (12 кв.м общей площади жилого помещения на человека); в рассматриваемом случае - 8, 75 кв.м общей площади. Основанием для включения заявителя в список является не только его статус ребенка, оставшегося без помещения родителей, и нанимателя, члена семьи нанимателя либо собственника жилого помещения, но и нуждаемость в предоставлении жилья.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон Новосибирской области от 5 июня 2013 года N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" помимо приведенных выше обстоятельств, дополнительно определилследующие, а именно в случаях проживания в жилых помещениях лиц:
не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности;
имеющих или имевших судимость за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, против общественной безопасности, а также против здоровья населения и общественной нравственности;
больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Согласно пункту 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных указанной статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на указанный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
По смыслу приведенной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.
Суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание те обстоятельства, что административный истец не был обеспечен жилым помещением площадью более учетной нормы, на дату обращения с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, административный истец уже не являлся членом семьи нанимателя жилого помещения.
С учетом указанных обстоятельств выводы суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для признания оспариваемого административным истцом решения незаконным являются правильными, основанным на верном применении приведенных норм материального права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного истца права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет вследствие наличия у него статуса член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, а также сокрытии сведений при включении в список об отказе в приватизации квартиры, повторяют доводы, которыми были обоснованы возражения в судах первой и апелляционной инстанций и не могут служить основанием к отмене апелляционного определения, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судебной коллегией при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится. Выводы судебной коллегии полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 мая 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.