Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Алтайского края, поданную 14 апреля 2022 года, на решение Солтонского районного суда Алтайского края от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 года
по административному делу N 2а-111/2021 по административному исковому заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края в защиту прав неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края о принятии в государственную собственность Алтайского края скотомогильников и регистрации на них права собственности, принятии мер к их надлежащему содержанию, а также по уточненному административному исковому заявлению к Администрации Солтонского района Алтайского края и Администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Алтайского краевого суда представителя Правительства Алтайского края - Бован О.Н, Управления имущественных отношений Алтайского края- Безносовой Г.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Самохиной М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Солтонского района Алтайского края обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Администрации Солтонского района Алтайского края, Администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, Администрации Солтонского района Алтайского края, администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования администрацией Карабинского сельсовета земельным участком с кадастровым номером N из категории земли - земли населенных пунктов - для консервации скотомогильника, площадью 74 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", зарегистрированное 10 февраля 2014 года на основании договора передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование N от 21 января 2014 года, заключенного между администрацией Солтонского района и администрацией Карабинского сельсовета; обязании Правительства Алтайского края вынести решение о принятии в государственную собственность субъекта Алтайского края объектов биологических отходов, расположенных на территории Солтонского района: законсервированные скотомогильники Солтонского сельсовета, находящиеся на земельном участке в 600 м на юго-запад "адрес" с кадастровым номером N, на земельном участке по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, на земельном участке в 500 м от "адрес" по направлению на север с кадастровым номером N, скотомогильник Нижнененинского сельсовета, находящийся на земельном участке в 100 м на юго-запад от перекрестка автодорог "адрес" с кадастровым номером законсервированный скотомогильник Карабинского сельсовета, расположенный на земельном участке по адресу: "адрес", с кадастровым номером N; обязании управления имущественных отношений Алтайского края обеспечить государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр государственного имущества Алтайского края в
отношении названных объектов биологических отходов, расположенных на территории Солтонского района; обязании управления ветеринарии Алтайского края обеспечить изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) на объекте биологических отходов скотомогильник Нижненениского сельсовета, находящийся на земельном участке в 100 м на юго-запад от "адрес" с кадастровым номером N; обязании управления ветеринарии Алтайского края обеспечить недопущение свободного доступа посторонних физических лиц и животных на территорию объектов биологических отходов: законсервированные скотомогильники Солтонского сельсовета, находящиеся на земельном участке в 600 м на юго-запад от "адрес" с кадастровым номером N, на земельном участке по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, на земельном участке в 500 м от "адрес" по направлению на север с кадастровым номером N, законсервированный скотомогильник Карабинского сельсовета, расположенный на земельном участке по адресу: "адрес", с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Солтонского района по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), в ходе которой установлено, что на территории Солтонского, Нижнененинского, Карабинского сельсоветов Солтонского района имеются места захоронения животных, из которых 4 объекта законсервированы, 1 действующий. Указанные скотомогильники являются бесхозяйными, муниципальным образованиям, на территории которых находятся скотомогильники, полномочия и денежные средства в порядке статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию и содержанию скотомогильников, не передавались. По результатам обследования скотомогильников также выявлено их несоответствие требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, а с 1 января 2021 года - требованиям Ветеринарно-санитарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов от 01.01.2021, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626.
Решением Солтонского районного суда Алтайского края от 9 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены, постановлено: обязать Правительство Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о приобретении в государственную собственность Алтайского края: -скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, в административных границах Нижнененинского сельсовета, в 100 метрах на юго-запад от "адрес"; законсервированный скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, в административных границах Солтонского сельсовета, примерно в 600 метрах по направлению на юго-запад от "адрес"; законсервированный скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, "адрес"; законсервированный скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, в административных границах Солтонского сельсовета, примерно в 500 метрах по направлению от "адрес"; законсервированный скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для консервации скотомогильника по адресу: Алтайский край, Солтонский район, "адрес" Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить государственный регистрационный учет и внесение в реестр государственного имущества Алтайского края сведений в
отношении: скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, в административных границах Нижнененинского сельсовета, в 100 метрах на юго-запад от "адрес"; законсервированного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, в административных границах Солтонского сельсовета, примерно в 600 метрах по направлению на юго-запад "адрес"; законсервированного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, "адрес"; законсервированного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения скотомогильника по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Солтонский район, в административных границах Солтонского сельсовета, примерно в 500 метрах по направлению от "адрес"; законсервированного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для консервации скотомогильника по адресу: Алтайский край, Солтонский район, "адрес". В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений, уточнен 4 абзац резолютивной части решения, в участи указания срока исполнения возложенной на управление имущественных отношений Алтайского края обязанности "в течение шести месяцев со дня принятия Правительством Алтайского края решения о приобретении скотомогильников в государственную собственность Алтайского края".
В кассационной жалобе Правительство Алтайского края ставит вопрос об отмене решения Солтонского районного суда Алтайского края от 9 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие признания незаконным бездействия административного ответчика на Правительство Алтайского края возложена обязанность принять в собственность спорные скотомогильники. Полагает, что поскольку в отношении скотомогильников, расположенных в селах Солтон, Шатобал, Березово, Сайдып Солтонского района Алтайского края принято решение об их ликвидации, суд необоснованно возложил на Правительство Алтайского края обязанность принять решение о приобретении их в собственность края.
На кассационную жалобу поступили возражения Прокуратуры Алтайского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Солтонского района Алтайского края имеется 5 скотомогильников, являющиеся бесхозяйными, из них в настоящее время используется 1 скотомогильник, расположенный в "адрес" Солтонского района. Не эксплуатируются 4 скотомогильника, расположенные: восточнее "адрес" (законсервирован 1 октября 2013 года); северо-восточнее "адрес" (законсервирован 1 октября 2013 года); западнее "адрес" (законсервирован 1 октября 2013 года); севернее "адрес" (законсервирован 10 октября 2013 года).
6 октября 2020 года Правительством Алтайского края издано распоряжение N 312-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Алтайского края от 8 июня 2021 года N 183-р) о принятии в собственность Алтайского края выявленных скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Алтайского края, согласно которому скотомогильники, расположенные на территории Солтонского района, не включены в перечень имущества, подлежащих принятию в собственность Алтайского края.
Приказом управления ветеринарии Алтайского края от 2 июля 2021 года N 118-п утвержден Перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации, в который включены следующие скотомогильники, находящиеся на территории Солтонского района: с. Солтон, с. Шатабол Солтонского сельсовета, с. Березово Березовского сельсовета, с. Сайдып Карабинского сельсовета. Данные скотомогильники являются законсервированными. Срок планируемой ликвидации перечисленных скотомогильников 2025 год.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, обстоятельств настоящего дела, свидетельствующих о том, что скотомогильники в настоящее время не находятся в чьем-либо ведении, право собственности на них не зарегистрировано, пришел к выводу о наличии оснований для их частичного удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами административного ответчика, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N27).
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суды, исходя из того, что на территории Солтонского района находятся бесхозяйные скотомогильники, скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административный ответчик обязан обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении данных объектов, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие признания судом незаконного бездействия не является основанием для отмены правильных по существу судебных актов.
Данные доводы административного ответчика являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правая и фактическая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что поскольку исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований необходимо установление факта неисполнения административным ответчиком возложенной на него законом обязанности, а административным ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 62, части 1 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию предусмотренных законом полномочий в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствуют доказательства принятия в собственность Алтайского края спорных бесхозяйных скотомогильников, соответствующее незаконное бездействие явилось основанием для возложения на ответчика указанных в решении суда конкретных обязанностей в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии у Правительства края права зарегистрировать право собственности на скотомогильник, оформление прав на него, с учетом целей создания скотомогильников, является необходимым для защиты публичных интересов.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности оформления права собственности на спорные скотомогильники, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней; наличие бесхозяйных скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Принятие в отношении четырех скотомогильников управлением ветеринарии Алтайского края решения о ликвидации, не свидетельствует об отсутствии у Правительства Алтайского края обязанности принять их в собственность Алтайского края, поскольку, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов и на период проведения работ, связанных с ликвидацией. Период ликвидации спорных скотомогильников определен до 2025 года, в связи с чем отсутствие собственника и, как следствие, контроля за состоянием скотомогильников может повлечь существенный вред окружающей среде, привести к чрезвычайной ситуации. Кроме того, принятие в собственность требуется и для исполнения обязанности по установлению санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Солтонского районного суда Алтайского края от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.