Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н, судей Репринцевой Н.Ю, Вульферт С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2885/2021 (04RS0007-01-2021-000793-45) по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ПАО ТГК-14 о возложении обязанности произвести вынос сетей теплоснабжения
по кассационной жалобе МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бойко В.Н, выслушав посредством системы видеоконференц-связи с обеспечивающим её Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ представителя МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" Ласая Л.Н, поддержавшую доводы жалобы, а также прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохину М.В, поддержавшую доводы возражений, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, в котором просил обязать ПАО ТГК-14 в лице филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" произвести вынос сетей теплоснабжения за территорию МБОУ "Российская гимназия N 59" в срок до 1 декабря 2021г.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения при эксплуатации сетей теплоснабжения на территории образовательного учреждения.
Установлено, что по территории гимназии N 59 (д. 5а по ул. Лимонова) проходят тепловые сети, к которым подключен дом N 3а по ул. Лимонова, г. Улан-Удэ.
В гимназии N 59 трижды - 7 июня 2017 г, 14 июля 2017 г. и 15 декабря 2019 г. происходил прорыв теплотрассы, в результате чего горячая вода вышла на территорию учебно-опытного участка гимназии.
Эксплуатация трубопровода, проходящего по территории гимназии, осуществляется более 20 лет и подлежит замене. Прохождение через территорию образовательного учреждения ветхих коммуникаций теплоснабжения могут повлечь причинение ущерба как здоровью учащихся, преподавателей, так и иным лицам, находящимся в учреждении.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 г, исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ПАО ТГК-14 о возложении обязанности произвести вынос сетей теплоснабжения оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" (КУИиЗ г. Улан-Удэ) просит отменить решение суда и апелляционное определение как незаконные, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении", поскольку данные изменения начали действовать 13 июля 2021 г, обязанность осуществить реконструкцию тепловых сетей возникла у ПАО "ТГК-14" до внесения этих изменения. Зная о наличии данных теплосетей и фактически оказывая услуги жителям дома N 3 а по ул. Лимонова, ПАО "ТГК-14" обязано оказывать услуги надлежащего качества, отвечающие требованиям безопасности. О наличии данных теплосетей органу местного самоуправления стало известно после привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, Комитет не мог осуществить предписания, установленные действующим законодательством.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором, участвующим в деле, Я.Г. Носковым представлен отзыв, в котором прокурор поддерживает жалобу МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" и просит об её удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены, в суд кассационной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в её поддержку представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Ласая Л.И, и прокурора Самохину М.В, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и апелляционного определения.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций не допущено при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом первой инстанции, через территорию МБОУ "Российская гимназия N 59" проходят теплосети, к которым подключен многоквартирный дом N 3 а по ул. Лимонова в г. Улан-Удэ.
Лицо, осуществившее прокладку сетей от теплового колодца, находящегося за переделами территории гимназии и до многоквартирного жилого дома не установлено, техническая документация не них отсутствует, собственник сетей отсутствует.
В Техпаспорте тепломагистрали N 1 и схеме ответвления тепломагистрали N 1 от ТК-24-4-1 указан лишь участок теплосети от ТК-24-4-1 до гимназии. По договору аренды имущественного комплекса от 4 июня 2012 г. спорный участок теплотрассы ПАО "ТГК-14" не передавался.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении районный суд исходил из того, что решение заявленной проблемы устранения прохождения теплосетей через территорию образовательного учреждения относится к вопросам местного значения, к ведению и полномочиям органа местного самоуправления, как с точки зрения обеспечения интересов подведомственного общеобразовательного учреждения, так и с точки зрения обеспечения теплоснабжения к дому N 3а по ул. Лимонова.
Проверяя законность и обоснованность решения по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора - КУИиЗ г. Улан-Удэ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия поддержала выводы суда об отсутствии оснований для возложения истребуемой прокурором обязанности на ПАО "ТГК-14".
Не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций оснований не имеется, так как они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют действующему законодательству.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 указанного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Федеральный закон "О теплоснабжении") (в редакции, действовавшей на момент проведения прокурорской проверки) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" часть 6 статьи 15 изложена в новой редакции, согласно которой в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" статья 15 дополнена частями 6.1-6.5, которыми регламентируется порядок выполнения требований ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении".
Установив, что спорный участок тепловых сетей является бесхозяйным, в установленном порядке в качестве такового не поставлен на учет, вопрос о передаче тепловых сетей на содержание ПАО "ТГК-14" не разрешался, соответствующие правовые решения не принимались, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований к ответчику ПАО "ТГК-14".
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции привел в своем определении действующие положения Федерального закона "О теплоснабжении" и обоснованно применил их к спорным правоотношениям.
Доводы КУИиЗ г. Улан-Удэ о фактическом использовании ПАО "ТГК-14" бесхозяйных тепловых сетей для теплоснабжения многоквартирного жилого дома по ул. Лимонова, 3 а, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку данное обстоятельство с учетом вышеприведенных положений закона не является достаточным и безусловным основанием для возложения на ПАО "ТГК-14" обязанности по выносу этих сетей за пределы земельного участка, предоставленного образовательному учреждению.
Доводы о том, что ПАО "ТГК-14" в целях соблюдения требований безопасности обязано было провести реконструкцию тепловых сетей отклоняются судебной коллегией как необоснованные. Указанные доводы повторяют процессуальную позицию КУИиЗ г. Улан-Удэ. Ввиду отсутствия доказательств передачи ПАО "ТГК-14" по договору аренды указанных сетей оснований для возложения на ответчика обязанности по выносу теплосетей за пределы территории гимназии не имеется.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Бойко
Судьи
С.В. ВульфертН.Ю. Репринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.