Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т.Ю, судей Сулеймановой А.С, Баера Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-841/2021 (УИД N 75RS0001-02-2020-010319-14) по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Жилищно-коммунальной службе N 8 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о возложении обязанности обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту столовой N 8/2-4 войсковой части 21250-Б, расположенной по адресу: Забайкальский край, п. Песчанка, ул. Дивизионная, д. 36
по кассационной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации
на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Баера Е.А, выслушав пояснения прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор гарнизона Дровяная, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Военной прокуратурой проведена проверка в сфере сохранности федеральной собственности, обеспечения пожарной безопасности. Установлено, что на территории военного городка N "адрес" расположена столовая N 8/2-1 (инв. N 96), где питаются военнослужащие по призыву и контракту, а также ежедневно выполняют служебные обязанности гражданский персонал Министерства обороны РФ. Согласно результатам ежегодных (осень, весна) осмотров, проводимых в 2018 - 2020 гг, отражаемых в актах осмотров и ведомостях дефектов, в рассматриваемых зданиях надлежало провести работы по текущему и капитальному ремонту, а также монтаж пожарно-охранной сигнализации и дымоудаления. Однако необходимые ремонтные работы систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, пароподачи, отопления, санитарно-технического оборудования, электрооборудования, вентиляции, фундамента, стен, фасада, кровли, проемов, полов, а также монтаж автоматических установок пожаро-охранной сигнализации и молниезащиты, потребность в которых отражена в актах осмотров и ведомостях дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены.
Просил суд обязать ФГБУ "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны РФ, филиал "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны РФ" по Восточному военному округу, жилищно-коммунальную службу N 8 филиала ФГБУ "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны РФ произвести осмотр здания столовой N 8/2-1 войсковой части N), расположенной по адресу: "адрес", военный городок N с составлением дефектных ведомостей, отражающих объём необходимых ремонтных работ, перечень и количество необходимых материалов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, Министерство обороны Российской Федерации обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту столовой N 8/2-1 войсковой части N), расположенной по адресу: "адрес", военный городок N, а именно по капитальному ремонту: - заменить систему холодного водоснабжения (трубы ПП 25 протяженностью 240 м.), канализационную систему (трубы ПВХ ПО протяженностью 150 м. и трубы ПВХ 50 протяженностью 150 м.), пищеварочные паровые котлы КПП - 400 в количестве 10 шт.; в горячем цехе оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую выход пара от пищеварочных котлов в пределах вытяжных зонтов; оборудовать горячий цех вытяжкой; в моечной кухонной посуды провести ремонт локальной вытяжной вентиляции, установленной над производственной ванной и двухсекционной моечной ванной; установить над пароконвектоматами локальные вытяжные системы; оборудовать столовую молниезащитой, пожарно-охранной сигнализацией, 11 самосветящимися знаками пожарной безопасности с автономным питанием от сети; по текущему ремонту: - обязать произвести частичный ремонт кирпичной кладки стен объемом 15 м2; оштукатурить гладкие фасады по камню и бетону площадью 35 м2 и произвести ремонт бетонной отмостки толщиной 15 см. площадью 45 м2; оборудовать кровлю подвесными желобами протяженностью 120 м; установить водоотводящие устройства; в тепловом узле управления отремонтировать 2
задвижки d-80, 2 манометра, 1 термометр; установить автоматы на 100 А, 50 А и 31, 5 А, 7 светильников светодиодных 36 Вт, 15 выключателей и 9 розеток; заменить кабель на ВВГ 3 * 2, 5 см. протяженностью 100 м.; заменить деревянные входные двери на ПВХ, 3 дверных замка, 4 шпингалета, 5 дверных пружин, 1 электрический звонок; произвести масляную окраску внутренних дверных полотен площадью 115 м2; заменить деревянные оконные коробки и рамы, оконные приборы (петли, ручки, завертки); устранить на потолке производственных помещений столовой потеки, черные пятна, похожие на плесень; осуществить гладкую облицовку стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) с установкой плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей площадью 50 м2; обустроить напольные покрытия на цементном растворе из одноцветных керамических плиток для полов в объеме 450 м2; осуществить промывку и прочистку радиаторов, а также их покраску площадью 170 м2; оборудовать в моечной столовой посуды уклон пола к сливному трапу; произвести покраску потолка водоэмульсионной краской в объеме 1100 м2, а в кондитерском цехе масляной краской площадью 190 м2, покраску стен масляной краской площадью 200 м2; заменить подвесной потолок типа Армстронг в варочном цеху по каркасу из оцинкованного профиля площадью 190 м2; осуществить облицовку потолков плитами типа Акмигран по бетонной поверхности на клее площадью 18 м2, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда г..Читы Забайкальского края от 3 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 ноября 2021 г..исковые требования удовлетворены частично.
Возложена на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту столовой N, расположенной по адресу: "адрес", военный городок N, а именно по капитальному ремонту: - заменить систему холодного водоснабжения (трубы ПП 25 протяженностью 240 м.), канализационную систему (трубы ПВХ ПО протяженностью 150 м. и трубы ПВХ 50 протяженностью 150 м.), пищеварочные паровые котлы КПП - 400 в количестве 10 шт.; в горячем цехе оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую выход пара от пищеварочных котлов в пределах вытяжных зонтов; оборудовать горячий цех вытяжкой; в моечной кухонной посуды провести ремонт локальной вытяжной вентиляции, установленной над производственной ванной и двухсекционной моечной ванной; установить над пароконвектоматами локальные вытяжные системы; оборудовать столовую молниезащитой, пожарно-охранной сигнализацией, 11 самосветящимися знаками пожарной безопасности с автономным питанием от сети; по текущему ремонту: - обязать произвести частичный ремонт кирпичной кладки стен объемом 15 м2; оштукатурить гладкие фасады по камню и бетону площадью 35 м2 и произвести ремонт бетонной отмостки толщиной 15 см. площадью 45 м2; оборудовать кровлю подвесными желобами протяженностью 120 м.; установить водоотводящие устройства; в тепловом узле управления отремонтировать 2 задвижки d-80, 2 манометра, 1 термометр; установить автоматы на 100 А, 50 А и 31, 5 А, 7 светильников светодиодных 36 Вт, 15 выключателей и 9 розеток; заменить кабель на ВВГ 3 * 2, 5 см. протяженностью 100 м.; заменить деревянные входные двери на ПВХ, 3 дверных замка, 4 шпингалета, 5 дверных пружин, 1 электрический звонок; произвести масляную окраску внутренних дверных полотен площадью 115 м2; заменить деревянные оконные коробки и рамы, оконные приборы (петли, ручки, завертки); устранить на потолке производственных помещений столовой потеки, черные пятна, похожие на плесень; осуществить гладкую облицовку стен, столбов, пилястр и
откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) с установкой плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей площадью 50 м2; обустроить напольные покрытия на цементном растворе из одноцветных керамических плиток для полов в объеме 450 м2; осуществить промывку и прочистку радиаторов, а также их покраску площадью 170 м2; оборудовать в моечной столовой посуды уклон пола к сливному трапу; произвести покраску потолка водоэмульсионной краской в объеме 1100 м2, а в кондитерском цехе масляной краской площадью 190 м2, покраску стен масляной краской площадью 200 м2; заменить подвесной потолок типа Армстронг в варочном цеху по каркасу из оцинкованного профиля площадью 190 м2; осуществить облицовку потолков плитами типа Акмигран по бетонной поверхности на клее площадью 18 м2, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит отменить судебные постановления, как незаконные, поскольку суды пришли к неверному выводу о том, что Министерство обороны РФ обязано обеспечить выполнение работ по текущему и капитальному ремонту. Указывает, что суды не истребовали доказательства направления филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО акта осмотра и дефектного акта в адрес УЭСиОКУ по ВВО, для включения здания столовой в план капитального ремонта. Указывает также, что суды не учли, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенными в нарушении бюджетного законодательства.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела иные участвующие в деле лица, не сообщившие возражения о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений норм права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 г. N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 г. N 607, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории военного городка N "адрес" расположена столовая N 8/2-1 (инв. N 96).
Согласно актов общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 2018 г, 2019 г, 2020 г. в рассматриваемых зданиях установлена необходимость провести работы по текущему и капитальному ремонту, а также монтаж пожарно-охранной сигнализации и молниезащита, не проведение которых явилось причиной обращения в суд военного прокурора.
Согласно дефектному акту от 2020 г. установлено, что фундамент, цоколь здания находятся в удовлетворительном состоянии. Отслоение штукатурного слоя, окрасочного слоя фасада, частично разрушена кирпичная кладка. Требуется установка водосточных устройств. Ремонт линолеумного покрытия, стяжка полов, замена полов из кирпичной плитки. Разрушение штукатурного слоя, отслоение окрасочного слоя стен. Требуется покраска радиаторов. Естественный износ трубопроводов холодного водоснабжения. Требуется замена сан.технических приборов. Требуется замена розеток, выключателей, светильников. Требуется установка системы пожарно-охранной сигнализации, молниезащиты.
Согласно выписке из ЕГРН от 11 марта 2013 г. на столовую N 8/2-1 (инв. N 96) зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией, выдано свидетельство о государственной регистрации права N.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, столовая, нежилое здание, находится в оперативном управлении ФГУ СибТУИО МО РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил положения статей 12, 209, 210, 214, 295, 296309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что перечисленные нарушения влекут ущемление прав военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации, питающихся и выполняющих служебные обязанности в столовой N 8/2-1 (инв. N 96), создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, связанных с обрушением железобетонных перекрытий, а также к несвоевременному оповещению о пожаре на рассматриваемом объекте, что может повлечь уничтожение и утрату федеральной собственности, гибель и травмирование людей; филиал жилищно-коммунальной службы N 8 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу надлежащим образом осуществляет свои полномочия по подготовке тактико-технического задания с отражением исходных данных, необходимых для согласования вопросов по капитальному ремонту столовой N 8/2-1.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Доводы жалобы о том, что обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, а не на Министерстве обороны Российской Федерации, а также о том, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства, лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно отклонены как несостоятельные, мотивы указаны в оспариваемых судебных актах, с которыми невозможно не согласиться.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами судов, отклоняет доводы кассационной жалобы.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, и по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке дана оценка судом, оснований не согласиться с которой не имеется. Гражданским процессуальным законодательством правом оценки доказательств наделен суд первой и апелляционной инстанции. В полномочия суда кассационной инстанции оценка доказательств не входит.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку отмена или изменение судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции возможна лишь в случае несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Ю. Чунькова
Судьи
А.С. СулеймановаЕ.А. Баер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.