Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1012/2021, УИД 38RS0017-01-2021-001286-96 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Абрамова Виктора Анатольевича к областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта владения и пользования на праве собственности жилым домом, о возложении обязанности по принятию решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Абрамова Виктора Анатольевича на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Абрамова В.А. с иском к областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта владения и пользования на праве собственности жилым домом, о возложении обязанности по принятию решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование исковых требований Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что на основании решения Нижнеудинского городского суда от 5 марта 2020 г. Абрамов В.А. является собственником жилого дома N, расположенного "адрес". В июне 2019 г. дом находился в границах чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, и указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг дом был признан жилым помещением, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которого нецелесообразно, в связи с чем у Абрамова В.А. возникло право на получение соответствующей единовременной денежной выплаты. Абрамов В.А. обратился к ответчикам с заявлением о принятии решения о назначении ему такой выплаты, однако, получил отказ в связи с отсутствием у него соответствующего права.
Нижнеудинский межрайонный прокурор просил суд установить факт владения и пользования Абрамовым В.А. на праве собственности жилым помещением N, расположенным "адрес", в день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г.; обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о предоставлении Абрамову В.А. свидетельства, удостоверяющего право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принять решение о перечислении Абрамову В.А. соответствующей выплаты.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 июля 2021 г. (с учётом определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 августа 2021 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г, в удовлетворении исковых требований Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Абрамова В.А. об установлении юридического факта владения и пользования на праве собственности жилым домом, о возложении обязанности по принятию решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Абрамов В.А. просит отменить решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г.
На кассационную жалобу прокуратурой Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Нижнеудинского городского суда от 5 марта 2020 г. за Абрамов В.А. признано право собственности в силу приобретательской давности на жилой дом N общей площадью 40, 1 кв.м, расположенный "адрес".
Указанный жилой дом вследствие наводнения оказался в зоне затопления.
Из материалов дела следует, что Абрамов В.А. обращался с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области по жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес".
26 марта 2020 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" приняло решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 17 Положения о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, утверждённого Указом Губернатора Иркутской области N 12-уг от 22 января 2020 г, в связи с тем, что согласно постановлению администрации Шумского муниципального образования N 79 от 28 июня 2019 г. "Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории Шумского муниципального образования", жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" не входит в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации.
С заявлением о выплате единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с нецелесообразностью восстановления жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", Абрамов В.А. не обращался, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Разрешая заявленные Абрамовым В.А. требования в части возложения обязанности по принятию решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что порядок предоставления выплаты имеет заявительный характер, срок обращения граждан за единовременной денежной выплатой был ограничен 30 июня 2020 г, при этом истец не обращался в учреждение с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, поэтому основания для предоставления и перечисления спорной социальной выплаты отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении иска в части установления юридического факта владения и пользования на праве собственности жилым домом, расположенным "адрес" в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истцу отказано в требовании о предоставлении единовременной денежной выплаты, то установление юридического факта владения и пользования спорным домом на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, не повлечёт для истца соответствующих юридических последствий.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзац 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг от 27 июня 2019 г. на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 г. N 1147-п "О внесении изменения в описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населённых пунктов муниципальных образований Иркутской области" р.п. Шумский Шумского муниципального образования Нижнеудинского района включён в число подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг установлено, что в Иркутской области за счёт средств областного бюджета отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
Этим же Указом Губернатора Иркутской области утверждено Положение о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение), которое устанавливает условия, порядок и размер предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Пунктом 2 Положения установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление единовременной денежной выплаты является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что право на единовременную денежную выплату имеет гражданин, проживающий в жилом помещении, признанном в установленном порядке пригодным для проживания либо подлежащим капитальному ремонту, расположенном в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации в отдельно стоящих жилых домах, включённом в перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией (прилагается) (далее соответственно - перечень, жилое помещение), отвечающий на момент обращения за предоставлением единовременной денежной выплаты одному из следующих условий (далее - гражданин): 1) являвшийся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) жилого помещения, чьё право собственности на такое жилое помещение зарегистрировано в установленном порядке, или имеющий документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение; 2) являвшийся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" включён Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, являющийся Приложением N 3 к Положению о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, утверждённому Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг.
В соответствии с пунктом 9 Правил в целях удостоверения права гражданина на получение единовременной денежной выплаты гражданин или его представитель в срок не позднее 30 июня 2020 года обращается с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме (прилагается) (далее - заявление) в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включённое в перечень, утверждённый нормативным правовым актом министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
В соответствии с пунктом 10 Правил к заявлению прилагаются следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; 3) паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи гражданина, - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 2 пункта 4 настоящего Положения, или его представителя; 4) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния либо решение суда о признании членом семьи), - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 2 пункта 4 настоящего Положения, или его представителя; 5) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение, если право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 4 настоящего Положения, или его представителя; 6) документы, которые подтверждают площадь жилого помещения (для граждан, имеющих документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение), - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 4 настоящего Положения, или его представителя; 7) обязательство об отказе от права собственности (доли в праве собственности), права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды на земельный участок и расположенное на этом земельном участке жилое помещение - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 4 настоящего Положения, или его представителя; 8) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения по форме
(прилагается - не приводится) - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 2 пункта 4 настоящего Положения, или его представителя.
Согласно пункту 12 Правил заявление и документы, указанные в пункте 10 настоящего Положения (далее - документы), могут быть поданы одним из следующих способов: 1) путём личного обращения в учреждение. В этом случае копии с подлинников документов снимает лицо, ответственное за приём документов, и удостоверяет их при сверке с подлинниками. Подлинники документов возвращаются представившему их лицу в день личного обращения; 2) через организации почтовой связи. В этом случае документы представляются в копиях, заверенных нотариусом или должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством на совершение нотариальных действий; 3) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) в случае наличия соглашения о взаимодействии между МФЦ и министерством.
Днём обращения гражданина или его представителя является дата регистрации заявления и документов в день их поступления в учреждение (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты являются:
1) отсутствие права гражданина на единовременную денежную выплату в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения;
2) несоблюдение условий предоставления единовременной денежной выплаты, указанных в пункте 5 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов, за исключением документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, представление документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения либо оформленных ненадлежащим образом;
4) представление документов с нарушением срока, установленного пунктом 9 настоящего Положения.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 17 настоящего Положения, гражданин или его представитель в пределах срока, установленного пунктом 9 настоящего Положения, вправе повторно обратиться в учреждение с заявлением и документами, которые ранее не были им представлены (пункт 18 Правил).
Руководствуясь приведёнными нормативными положениями, регулирующими порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, установив, что в целях удостоверения права на получение единовременной денежной выплаты за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", Абрамов В.А. в срок не позднее 30 июня 2020 г. с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включённое в перечень, утверждённый нормативным правовым актом министерства, по месту жительства (пребывания) не обращался, принимая во внимание, что нарушение установленного пунктом 9 Положения срока (не позднее 30 июня 2020 г.) является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Абрамова В.А. о возложении на ответчиков обязанности принять решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Доводы кассационной жалобы Абрамова В.А. о том, что он не обратился в установленные сроки с соответствующим заявлением из-за введения карантинных мер на территории муниципального образования, подлежат отклонению, поскольку на данное обстоятельство Абрамов В.А. не ссылался, и оно не было установлено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", доводы лиц, участвующих в деле, касающиеся фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, доводы, не подтверждённые имеющимися в деле доказательствами, кассационным судом общей юрисдикции отклоняются, на что указывается в определении кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 2 статьи 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Абрамова Виктора Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.