Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2061/2021 (УИД 04RS0007-01-2021-003106-90) по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятии об обязании произвести определенные действия
по кассационной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии республики Бурятия Гармаевой Л.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятии об обязании произвести определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки по обращениям жителей г. Гусиноозерска о подтоплении жилых домов паводковыми водами, установлено, что Селенгинский район (поселения Темник, Селендума, Гусиное Озеро, Дэдэ-Сутой, Новоселенгинск, Енхор, Билютай, Дэбэн, Зурган-Дэбэ, Поворот) относится к населенным пунктам, подверженным возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами. Указанное следует из Приложения N к Постановлению Правительства Республики Бурятия N 377-р от 1 июля 2014 г. Город Гусиноозерск в указанный перечень населенных пунктов не включен.
Границы зон затопления, подтопления на территории МО "Селенгинский район" в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" порядке не внесены, то есть не являются определенными.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, совместно с администрацией муниципального образования "Селенгинский район" должны подготовить предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, а Федеральное агентство водных ресурсов рассмотрев данные предложения, направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости.
В ходе проверки установлено, что такие предложения в адрес Федерального агентства водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления не направлялись.
Непринятие действенных мер органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по проведению указанных мероприятий нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку оставляет в неведении относительно риска возникновения чрезвычайной ситуации при приобретении недвижимости и земельных участков, и регистрации прав на них.
С учетом уточнения требований, истец просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления г. Гусиноозерска, обязать ответчика обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории муниципального образования "Селенгинский район", указанных в распоряжении Правительства РБ N 377-р от 1 июля 2014 г.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2021 г. исковые требования удовлетворены. На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия возложена обязанность обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления г. Гусиноозерска в течение шести месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия возложена обязанность обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО "Селенгинский район", указанных в распоряжении Правительства РБ N 377-р от 1 июля 2014 г. в течение шести месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии республики Бурятия Гармаева Л.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Республики Бурятия.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифонова М.К. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что в связи с обращениями жителей г. Гусиноозерска Селенгинского района Республики Бурятия Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено, что город Гусиноозерск в перечень населенных пунктов, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами не включен. Границы зон затопления, подтопления на территории МО "Селенгинский район" в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" порядке не внесены.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что ответчиком в нарушение норм действующего законодательства на момент разрешения спора в Федеральное агентство водных ресурсов не представлены документы об установлении границ зон затопления, подтопления г. Гусиноозерска и МО "Селенгинский район" Республики Бурятия, необходимые для внесения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии сведений о зонах затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Гусиноозерского межрайонного прокурора.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии с пунктами 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" утверждено Положение о зонах затопления, подтопления.
Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 указанного Положения).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в единый государственный реестр недвижимости.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
При разрешении спора, правильно установив юридически значимые обстоятельства, проверив в полном объеме основания искового заявления, дав надлежащую правовую оценку обстоятельствам, установленным по делу, оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор фактически оспаривает бездействие ответчика, поэтому иск подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства, подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно положениям статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с абзацем 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку по настоящему делу истцом не оспаривалось бездействие ответчика, такие требования прокурором не заявлялись, избранный истцом способ защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц предполагал понуждение ответчика к совершению определенных действий, направленных на исполнение требований закона (исполнение обязанности), то заявленные исковые требования правомерно разрешение по правилам гражданского судопроизводства.
Доводы кассационной жалобы о том, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку представлены документы, подтверждающие проведение работ по определению зон затопления и подтопление, выделение для этих целей денежных средств из бюджета в 2022 году, заключен контракт на разработку документации по определению зон затопления и подтопления, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных постановлений, поскольку из материалов дела следует, что указанные действия совершены ответчиком после проведения прокурорской проверки и предъявления иска.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция кассатора направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии республики Бурятия Гармаевой Л.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.