N 88-8114/2022
г. Кемерово 12 мая 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Зайцевой Е.Н, рассмотрев гражданское дело N 22MS0054-01-2021-000921-92 по иску ООО "Вторгеоресурс" к Костюкову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Костюкова А.А. на апелляционное определение Волчихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2021 г.
установил:
Региональный оператор ООО "ВторГеоРесурс" обратилось с иском к Костюкову А.А. о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" а. В период с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком несвоевременно и не в полном объеме производилась оплата за коммунальную услугу - обращение с ТКО, в результате чего за указанный период образовалась задолженность по оплате за оказанную услугу по обращению с ТКО, которая составила 3122, 91 руб. Истец просил взыскать с ответчика задолженность за оказанную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 122, 91 рублей, пени 157, 11 рублей, возмещение государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 56 рублей.
В суде апелляционной инстанции истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков задолженность за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 841 рубль 33 копейки, пени в сумме 557 рублей 31 копейку, почтовые расходы в размере 115 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, итого 6 712 рублей 4 копейки.
Решением мирового судьи судебного участка Волчихинского района Алтайского края от 15 июня 2021 г. исковые требования ООО "ВторГеоРесурс" удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением Волчихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2021 г. постановлено указанное решение отменить. Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" удовлетворить.
Взыскать с Костюкова Александра Анатольевича в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 648 рублей 73 копейки, пеню в размере 557 рублей 31 копейку, почтовые расходы в размере 115 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, итого 6 712 рублей 4 копейки.
В кассационной жалобе Костюков А.А. просит апелляционное определение отменить. Оспаривает обоснованность и доказанность заявленных требований.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова участников процесса в судебное заседание. По общему правилу рассмотрение кассационной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей единолично.
Согласно положениям ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Так, в соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Из пункта 8 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2018 г. N1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктам 8.17-8.18 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641" определено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункта 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Согласно пункта 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (в виде оплаты либо фактического использования услуги).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления отходов, утвержденных Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ N г, от ДД.ММ.ГГГГ N г, от ДД.ММ.ГГГГ N г, от ДД.ММ.ГГГГ N г. от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно ст. 24.7 Закона об отходах все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Суд апелляционной инстанции решение мирового судьи судебного участка Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменил в связи с нарушением норм процессуального права перешел на рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Костюков А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". В период образования задолженности по оплате ТКО, в доме по адресу "адрес", кроме собственника Костюкова А.А, также были зарегистрированы члены его семьи: ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом ООО "ВторГеоРесурс" и министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края N. ООО "ВторГеоРесурс" присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Начало действия регионального оператора ООО "ВторГеоРесурс" на территории Рубцовской зоны Алтайского края - ДД.ММ.ГГГГ Соглашение действует по ДД.ММ.ГГГГ Зоной деятельности Регионального оператора ООО "ВторГеоРесурс" является территория в том числе - Волчихинский район.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ВторГеоРесурс" в печатном издании общественно-политической газеты "Алтайская Правда" N (29878), а так же в открытом доступе сети Интернет на официальном сайте ООО "ВторГеоРесурс" - https://www.vtorgeo.com/yur-licam, разместило публичную оферту (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В связи с неисполнением ответчиками обязанности по оплате услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов за период ДД.ММ.ГГГГ. образовалась задолженность, заявленная к взысканию.
Суд апелляционной инстанции установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам доводам и возражениям сторон, пришел к выводу, что ответчик Костюков А.А, являясь собственником жилого дома по адресу: "адрес", как потребитель оказанных истцом услуг по обращению с ТКО, обязан нести бремя расходов по оплате предоставленных услуг.
Суд кассационной инстанции считает, что при постановлении апелляционного определения, судом верно определены обстоятельства по делу, правовая позиция суда, изложенная в судебном акте, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно мотивированы, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергнуть выводы суда.
При определении обстоятельств по делу, с учетом вышеприведенных норм права, представленных по делу доказательств, судом апелляционной инстанции верно определено, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие образование в спорный период времени у ответчика задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также, судом в полной мере исследованы доказательства, подтверждающие оказание в спорный период истцом ответчику услуг по обращению с ТКО.
При этом, судом апелляционной инстанции определено, что сведений, подтверждающих непредоставление истцом услуг ответчику, либо отсутствие задолженности, неверность расчета задолженности, либо погашение задолженности, ответчиком представлено не было.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии договорных отношений между Костюковым А.А. и ООО "ВторГеоРесурс" были в полной мере оценены судом апелляционной инстанции, с учетом положений ст.24.7 Закона об отходах, пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, ст.421 и п. 1 ст. 426 ГК РФ.
Судом апелляционной инстанции верно определено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО находится в открытом доступе сети Интернет на официальном сайте ООО "ВторГеоРесурс", ответчик проживающий на территории "адрес" является собственником твердых коммунальных отходов, на которого в силу закона возложена обязанность заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг общества по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не было принято во внимание предписание вынесенное в адрес ООО "ВторГеоРесурс" об устранении выявленных нарушений режима обеспечения населения коммунальной услугой и снижении платы потребителю "адрес", не могут повлечь отмены судебного акта, поскольку апелляционное определение вынесено с учетом уточненных исковых требований, которые произведены истцом на основании предписания Инспекции строительного и жилищного надзор Алтайского края, произведен перерасчет задолженности за спорный период времени.
Расчет задолженности и период образования задолженности проверен судом апелляционной инстанции с учетом установленных нормативов и тарифов, признан верным, наличие задолженности и ее размер ответчиком не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности начисления платы на троих человек, также не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку в спорный период времени в жилом помещении были зарегистрированы Костюков А.А, ФИО4, ФИО5, что следует из справки выданной администрации Волчихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34). При временном отсутствии лица, зарегистрированного в жилом помещении, потребитель согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N354), должен обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу. Сведений об обращении ответчика с заявлением о перерасчете размера платы за ТКО в связи с временным отсутствием лица, материалы дела не содержат.
Согласно ст.323 Гражданского кодекса Российской Федерации, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Указание заявителя на то, что ответчик не является потребителем услуг истца по обращению с ТКО, утилизирует отходы самостоятельно, были проверены судом апелляционной инстанции, не нашли своего подтверждения, поскольку Костюковым А.А. не представлено доказательств обращения с ТКО иными предусмотренными действующим законодательством способами (заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами). При этом судом принято во внимание, что единственным способом обращения с ТКО является их передача региональному оператору.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции по оценке доказательств и установленных обстоятельств по делу, и на иное толкование заявителем норм права.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Волчихинского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Костюкова А.А. без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.