Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Черногорского городского суда Республики Хакасия гражданское дело N 2-1698/2021 (УИД 19RS0002-01-2021-002826-44) по иску Юрьева Юрия Юрьевича к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении данной пенсии, по кассационной жалобе представителя истца Юрьева Юрия Юрьевича - Байкаловой Татьяны Ивановны на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав пояснения представителя истца Юрьева Юрия Юрьевича - Байкаловой Татьяны Ивановны, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия Стребкова Ю.Ю, действующего на основании доверенности, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юрьев Юрий Юрьевич (далее по тексту - Юрьев Ю.Ю, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее ОПФ по Республике Хакасия, Отделение, ответчик) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении данной пенсии.
В обоснование исковых требований Юрьев Ю.Ю. указал, что решением пенсионного органа от 17 сентября 2019 г. ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на тяжелых работах, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Юрьев Ю.Ю. просил суд включить в специальный страховой стаж периоды его работы на Черногорском комбинате искусственных кож: с 27 марта 1986 г. по 11 мая 1988 г. старшим мастером смены промышленной котельной, с 12 мая 1988 г. по 13 ноября 1988 г. начальником участка эксплуатации промышленной котельной, с 14 ноября 1988 г. по 31 марта 1994г, с 2 апреля 1994 г. по 31 июля 1995 г, с 2 августа 1995 г. по 11 августа 1995 г. начальником смены производственной котельной; на государственном предприятии "Черногорский завод асбестовых технических изделий": с 14 августа 1995 г. по 14 февраля 1996 г. начальником смены промышленной котельной, с 15 февраля 1996 г. по 18 декабря 1997 г. старшим мастером по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной, с 19 декабря 1997 г. по 22 января 1999 г. начальником котельного цеха промышленной котельной; назначить досрочно страховую пенсию по старости с 4 сентября 2019 г, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 января 2022 г, исковые требования удовлетворены частично.
На ОПФ по Республике Хакасия возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Юрьева Ю.Ю. периоды работы с 14 ноября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож; с 19 декабря 1997 г. по 22 января 1999 г. в качестве начальника котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии "Черногорский завод асбестовых технических изделий".
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С ответчика в пользу истца в счёт возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя взыскано 8 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Юрьева Ю.Ю. - Байкалова Т.И. просит отменить решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 января 2022 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Юрьев Ю.Ю. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 декабря 1999 г.
4 сентября 2019 г. Юрьев Ю.Ю. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (которое 1 октября 2021 г. присоединено к ОПФ по Республике Хакасия) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 17 сентября 2019 г. N Юрьеву Ю.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.
По результатам рассмотрения представленных документов, в специальный страховой стаж Юрьева Ю.Ю, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитан период работы с 13 сентября 1985 г. по 26 марта 1986 г. - 0 лет 6 месяцев 14 дней - в должности машиниста (кочегара) котельной 5 разряда в промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож.
Не засчитаны в специальный страховой стаж следующие периоды:
- с 27 марта 1986 г. по 11 мая 1988 г. - 2 года 1 месяц 15 дней, в качестве старшего мастера смены в промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, поскольку в соответствии с подразделом б) "Инженерно-технические работники" раздела XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено мастерам, старшим мастерам и начальникам смен котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, однако запись в трудовой книжке и архивная справка от 30 мая 2019 г. N не содержат сведений о наличии цехового деления в производственной котельной Черногорского комбината искусственных кож, об отнесении к предприятиям по производству энергии;
- с 12 мая 1988 г. по 13 ноября 1988 г. - 0 лет 6 месяцев 2 дня, в качестве начальника участка эксплуатации промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, с 14 ноября 1988 г. по 31 марта 1994 г. (5 лет 4 месяца 18 дней), с 2 апреля 1994 г. по 31 июля 1995 г. (1 год 4 месяца 0 дней), с 2 августа 1995 г. по 11 августа 1995 г. (0 лет 0 месяцев 10 дней) в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, переименованного на основании постановления Городской администрации г. Черногорска от 25 сентября 1992 г. N в АООТ "Черногорский комбинат искусственных кож, поскольку должность начальника участка эксплуатации в разделе "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" Списка N 2 от 22 августа 1956 г, а также в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных цехов" (позиция 2140000б-24043) Списка N 2 от 26 января 1991 г. не поименована, запись в трудовой книжке и архивная справка от 30 мая 2019 г. N не содержат сведений о наличии цехового деления в производственной котельной Черногорского комбината искусственных кож, об отнесении к предприятиям по производству энергии;
- с 1 апреля 1994 г. по 1 апреля 1994 г. (0 лет 0 месяцев 1 день), с 1 августа 1995 г. по 1 августа 1995 г. (0 лет 0 месяцев 1 день) - в качестве начальника смены производственной котельной в АООТ "Черногорский комбинат искусственных кож", поскольку должность начальника участка эксплуатации в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных цехов" (позиция 2140000б-24043) Списка N 2 от 26 января 1991 г. не поименована, запись в трудовой книжке и архивная справка от 30 мая 2019 г. N не содержат сведений о наличии цехового деления в производственной котельной Черногорского комбината искусственных кож, об отнесении к предприятиям по производству энергии, в указанные периоды Юрьев Ю.Ю. не работал по причине нахождения в отпусках без сохранения заработной платы;
- с 14 августа 1995 г. по 14 февраля 1996 г. - 0 лет 6 месяцев 1 день - в качестве начальника смены производственной котельной на Государственном предприятии "Черногорский завод асбестовых технических изделий", поскольку в соответствии с подразделом б) "Руководители и специалисты" раздела "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 от 26 января 1991 г. (код позиции 214000б-24043) право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено начальникам котельных, турбинных (парогахотрубинных) котлотурбинных, пылеприготовительных цехов, а также цехов топливоподачи при условии применения твёрдого топлива, однако в трудовой книжке Юрьева Ю.Ю. и архивной справке от 30 мая 2019 г. N не содержится сведений о наличии цехового деления и промышленной котельной Черногорского завода асбестовых технических изделий, об отнесении к предприятиям по производству энергии;
- с 15 февраля 1996 г. по 18 декабря 1997 г. - 1 год 10 месяцев 4 дня - в качестве старшего мастера по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной на Государственном предприятии "Черногорский завод асбестовых технических изделий", поскольку в соответствии с подразделом б) "Руководители и специалисты" раздела "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 от 26 января 1991 г. (код позиции 2140000б-23362) право на досрочное назначение пенсии предоставлено мастерам, старшим мастерам по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) и пылеприготовления) в местах его установки, а также оборудования топливоподачи в местах его установки при условии применения твёрдого топлива", должность старшего мастера по эксплуатации оборудования в указанном разделе не поименована;
- с 19 декабря 1997 г. по 22 января 1999 г. - 1 год 1 месяц 4 дня - в качестве начальника котельного цеха промышленной котельной на Государственном предприятии "Черногорский завод асбестовых технических изделий", переименованного на основании постановления Городской администрации г. Черногорска от 9 декабря 1998 г. N, на основании приказа Минэкономики России от 15 июня 1998 г. N в ГУП "Черногорский завод асбестовых технических изделий", поскольку в соответствии с подразделом б) "Руководители и специалисты" раздела "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" раздела XIII Списка N 2 от 26 января 1991 г. (код позиции 2140000б-24125) право на досрочное назначение пенсии имеют начальники котельных цехов и их заместители, на работников котельных, находящихся в составе тепловых сетей раздел XIII Списка N 2 от 26 января 1991 г. не распространяется.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 14 ноября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела штатных расписаний следует, что в составе производственной котельной имелся участок топливоподачи, где использовался твёрдый вид топлива, на котором в том числе протекала трудовая деятельность истца, до 1 января 1992 г. не требовалась полная занятость для включения периодов работы в специальный страховой стаж.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов работы истца с 19 декабря 1997 г. по 22 января 1991 г. в должности начальника котельного цеха промышленной котельной в ГУП "Черногорский завод асбестовых технических изделий", суд первой инстанции исходил из того, что согласно ответа Енисейского управления Ростехнадзора от 19 августа 2021 г. N в период с 1995 г. по 1999 г. ГП "Черногорский завод асбестовых технических изделий" имело на балансе и эксплуатировало 2 промышленно-отопительных котельных, котельные между собой были соединены паропроводом, одна или обе котельные в течение года постоянно находились в работе, на котельных использовался твёрдый вид топлива, при этом ГУП "Черногорский завод асбестовых технических изделий" обеспечивал не только потребности населения г. Черногорска, но и подавал пар на производственные нужды.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки кассационного суда общей юрисдикции.
Разрешая требования истца в части включения в специальный страховой стаж периода работы с 27 мая 1986 г. по 11 мая 1988 г. в качестве старшего мастера смены в промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела штатных расписаний Черногорского комбината искусственных кож за период с 1985 г. до августа 1988 г. следует, что в составе предприятия имелась структурная единица - производственная котельная, в штате которой имелись должности: старший мастер смены, старший мастер КИПиА, старший мастер по очистке, старший мастер водогрейных котлов, мастер, в представленных документах сведения о наличии цехов котельных, машинных (теплосиловых) топливоподачи и пылеприготовления в Черногорском комбинате искусственных кож в период работы Юрьева Ю.Ю. с 27 марта 1986 г. по 11 мая 1988 г. отсутствуют.
Отказывая во включении в специальный страховой стаж истца периодов его работы с 12 мая 1988 г. по 13 ноября 1988 г. в качестве начальника участка эксплуатации промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, суд первой инстанции исходил из того, что данная должность не поименована в Списке N 2 от 22 мая 1956 г. и Списке N 2 от 26 января 1991 г.
Разрешая требования Юрьева Ю.Ю. о включении в специальный страховой стаж периодов его работы с 1 января 1992 г. по 31 марта 1994 г, с 2 апреля 1994 г. по 31 июля 1995 г, с 2 августа 1995 г. по 11 августа 1995 г. в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции принял во внимание, что в составе предприятия имелось структурное подразделение - производственная котельная в составе которой имелся участок топливоподачи, однако производственная котельная не имела предусмотренных Списком N 2 от 22 августа 1956 г. котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, а также предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 г. котельных, турбинных (газотурбинных, парогазотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи. Также суд первой инстанции учёл, что в период работы Юрьева Ю.Ю. начальником смены производственной котельной с 1 января 1992 г. его должность не входила в состав цехов, которые указаны в Списке N 2, а работа в промышленной котельной не отнесена законодателем к льготной группе должностей, отсутствуют доказательства полной занятости на участке топливоподачи.
Отказывая во включении в специальный страховой стаж периодов работы Юрьева Ю.Ю. с 15 февраля 1996 г. по 18 декабря 1997 г. в качестве старшего мастера по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной на ГП "Черногорский завод асбестовых технических изделий" исходил из того, что должность старшего мастера по эксплуатации оборудования не предусмотрена Списком N 2 от 26 января 1991 г.
Поскольку с учётом включённых пенсионным органом и судом периодов работы специальный страховой стаж Юрьева Ю.Ю. составил 4 года 9 месяцев 6 дней, что менее половины установленного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" срока, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Юрьева Ю.Ю. о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь положениями статей 88, 94, 98, 100 ГПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя, размер которых определён судом в размере 15 000 руб, исходя из сложности и объёма дела, длительности его рассмотрения, ценности защищаемого права, процессуального поведения сторон, специфики рассмотрения спора, длительности судебных заседаний, в которых принимал участие представитель.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" в пункте "б" предусмотрены инженерно-технические работники: мастера, старшие мастера и начальники смен: котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи.
Разделом XIII Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10, установлено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют по пункту 2140000б-23362 мастера, старшего мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и приготовления) в местах его установки, по пункту 2140000б-23398 мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, по пункту 2140000б-24043 начальники смен котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, по пункту 2140000б-24125 начальники котельных цехов и их заместители.
В соответствии разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 23 июня 1995 N 34 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённых Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10", по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать мастерам, старшим мастерам по ремонту оборудования топливоподачи в местах его установки, мастерам, старшим мастерам производственных участков цехов топливоподачи, начальникам смен цехов топливоподачи при условии применения твёрдого топлива.
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Пунктом 16 Разъяснения установлено, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н. определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённым способом, о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определённом месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжки, архивной справки архивного отдела Администрации г. Черногорска от 23 августа 2021 г. N, от 30 мая 2019 г. N Юрьев Ю.Ю. работал на Черногорском комбинате искусственных кож с полным рабочим днём в режиме полной рабочей недели с 27 августа 1985 г. начальником группы ППР отдела главного энергетика, с 13 сентября 1985 г. переведён машинистом (кочегаром) котельной 5 разряда в промышленную котельную, с 27 марта 1986 г. переведён старшим мастером смены в промышленной котельной, с 9 июля 1986 г. временно исполнял обязанности старшего мастера промышленной котельной, с 12 мая 1988 г. переведён на работу по согласию работника начальником участка эксплуатации промышленной котельной на период сборов по военной подготовке, с 14 ноября 1988 г. переведён начальником смены производственной котельной с 14 ноября 1998 г, уволен с 11 августа 1995 г. С 14 августа 1995 г. Юрьев Ю.Ю. принял на Черногорский завод асбестовых технических изделий начальником смены промышленной котельной, с 15 февраля 1996 г. переведён старшим мастером по эксплуатации оборудования котельного цеха, с 19 декабря 1997 г. переведён начальником котельного цеха промышленной котельной, 22 января 1999 г. уволен.
Согласно информации, представленной заместителем руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 18 августа 2021 г. N, в период с 1985 г. по 1995 г. на промышленной котельной Черногорского комбината искусственных кож, впоследствии переименованного в АООТ "Черногорский комбинат искусственных кож" в эксплуатации находились 6 паровых котлов Б-50-14/250, в качестве топлива использовался бурый уголь; 3 водогрейных котла КВ-ТС-В-20, в качестве топлива котлов использовался отсев каменного угля. Режим работы котельной в течение года непрерывный. Тепловая энергия с котельной выдавалась по паропроводам (на технологические нужды Черногорского комбината "ИСКОЖ", Черногорской фабрики ПОШ и бойлерную совхоза "Южный"), а также по трубопроводам сетевой воды (отопление и горячее водоснабжение производственных объектов Черногорского комбината "ИСКОЖ", Черногорской фабрики ПОш и городских потребителей в составе жилого фонда, социально-значимых объектов и прочих объектов). Основной обязанностью начальника смены котельной являлась организация и контроль работы оперативного персонала и оборудования. Основная часть рабочего времени проводилась в форме обходов рабочих мест машинистов котлов, машинистов золоудаления, машинистов топливоподачи.
В период с 1995 г. по 1999 г. ГП "Черногорский завод асбестовых технических изделий", впоследствии переименованное в ГУП "Черногорский завод асбестовых технических изделий", имело на балансе и эксплуатировало 2 промышленно-отопительных котельных: котельная "Центральная" и котельная "Пиковая". На котельной "Центральная" было установлено 2 паровых котла Е-50+14, в качестве топлива использовался отсев каменного угля; на котельной "Пиковая" было установлено 3 паровых котла КЕ 10-14С, в качестве топлива использовался отсев каменного угля. Котельная "Центральная" эксплуатировалась в течение года в отопительный период с сентября по май месяцы. Тепловая энергия с котельной выдавалась по паропроводу на технологические нужды стороннего потребителя (Вентсанутильзавод) и трубопроводам сетевой воды (отопление и горячее водоснабжение объектов г. Черногорска). Котельная "Пиковая" эксплуатировалась в течение года весь летний период на нужды горячего водоснабжения, а в течение весны и осени - в периоды "пиковых" нагрузок. Котельные между собой были соединены паропроводом; одна или обе котельных в течение года постоянно находились в работе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Юрьев Ю.Ю. работал на Черногорском комбинате искусственных кож с 27 марта 1986 г. по 11 мая 1988 г. в должности старшего мастера смены в промышленной котельной, с 12 мая 1988 г. по 13 ноября 1988 в качестве начальника участка эксплуатации промышленной котельной, с 1 января 1992 г. по 31 марта 1994 г, с 2 апреля 1994 г. по 31 июля 1995 г, с 2 августа 1995 г. по 11 августа 1995 г. в качестве начальника производственной котельной, на ГП "Черногорский завод асбестовых технических изделий" с 14 августа 1995 г. по 14 февраля 1996 г. в качестве начальника смены промышленной котельной, с 15 февраля 1996 г. по 18 декабря 1997 г. в качестве старшего мастера по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной.
Разрешая спор по существу и отказывая во включении указанных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, регулирующими порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 4 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 81/8 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения утверждённых Постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", обоснованно исходил из того, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются инженерно-технические работники (по профессиям и должностям), занятые в структурных подразделениях, указанных в Списке.
Установив, что в спорные периоды работы истца промышленная котельная Черногорского комбината искусственных кож, а также ГП "Черногорский завод асбестовых технических изделий" не имели предусмотренных Списками N 2 от 22 августа 1956 г. и от 26 января 1991 г. котельных, машинных (теплосиловых), турбинных (газотурбинных, парогазотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, после 1 января 1992 г. должность истца (начальник смены промышленной котельной) не входила в состав цехов, которые указаны в Списке N 2 от 26 января 1991 г, сведения о занятости истца полный рабочий день на участке топливоподачи отсутствуют, должность начальника участка эксплуатации, старшего мастера по эксплуатации оборудования и начальника смены промышленной котельной не предусмотрены Списком N 2, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что представленная истцом архивная справка содержит сведения о работе Юрьева Ю.Ю. в спорный период времени в режиме полной рабочей недели, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, для включения спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж необходимо, что бы в спорные периоды истец был занят полный рабочий день на должностях и в структурных подразделениях, предусмотренных разделом "Электростанции, энергопоезда, парасиловое хозяйство" соответствующими Списками N 2 от 22 августа 1956 г. и от 26 января 1991 г, однако таких доказательств в материалы дела не представлено.
Доводы в кассационной жалобе о том, что отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода его работы с 14 августа 1995 г. по 14 февраля 1996 г. в качестве начальника смены промышленной котельной на ГП "Черногорский завод асбестовых технических изделий", суд не привёл мотивов отказа, несостоятельны. Отказывая во включении указанного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судебные инстанции исходили из того, что Списком N 2 от 26 января 1991 г. предусмотрены начальники смен котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, тогда как истец работал в должности начальника смены промышленной котельной, в связи с чем пришли к правильному выводу о том, что при отсутствии доказательств, подтверждающих факт работы истца в составе котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи, правовых оснований для включения спорного периода в специальный страховой стаж не имелось.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику несостоятельны, поскольку в соответствии со статьёй 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел не имеет.
Из содержания оспариваемых судебных постановлений и материалов дела усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом установлены на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Юрьева Юрия Юрьевича - Байкаловой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.