Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латущкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0017-01-2021-001530-43 (N2-1112/2021) иску С.В.А. к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения
по кассационным жалобам областного государственного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 12 августа 2021 г, дополнительное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
С.В.А. обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.
В обоснование требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В июне 2019 г. дом находился в границах чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
24 февраля 2021 г. межведомственной комиссией принято заключение N о выявлении оснований для признания жилого дома непригодным для проживания вследствие затопления.
Распоряжением Атагайского муниципального образования от 9 марта 2021 г. дом признан непригодным для проживания.
4 мая 2021 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принято решение об отказе истцу в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ввиду пропуска срока, установленного для такого обращения, а также по причине того, что в день введения режима чрезвычайной ситуации вследствие наводнения он собственником спорного жилого дома не являлся.
Между тем срок им был пропущен по уважительной причине ввиду необоснованного отказа в признании дома поврежденным в результате паводка. К тому же решением суда от 20 мая 2020 г. было признано его право собственности на спорный дом в порядке наследования.
Судом установлено, что с момента принятия наследства, открывшегося со смертью его отца, он проживал в данном доме, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением. Ответчиком при вынесении решения искажено содержание акта обследования жилого дома от 24 февраля 2021 г.; не учтено, что спорный жилой дом находился в зоне чрезвычайной ситуации, по результатам обследования межведомственной комиссией оценки жилых помещений жилого фонда Атагайского муниципального образования 24 февраля 2021 г. дом считается утраченным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне - июле 2019 года. Акт обследования, на который ссылается ответчик в отказе, не является документом, подтверждающим состояние жилого помещения и основанием для принятия решения по Положению от 17 июля 2019 г. N 556-пп
Просил суд признать незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 4 мая 2021 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать за ним право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне- июле 2019 года, жилого дома; обязать ответчиков устранить нарушения его прав путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", восстановить срок для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 12 августа 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным отказ ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 4 мая 2021г. N в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение указанной социальной выплаты, признал за истцом право на указанную социальную выплату, возложил на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" обязанность устранить нарушение прав истца путем вынесения решения о предоставлении С.В.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, в удовлетворении иска С.В.А. к ответчикам в части восстановления срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения жилого помещения, отказано. В удовлетворении заявления об обращении решения к немедленному исполнению отказано.
Дополнительным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2021 г. на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать истцу свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения жилого помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 12 августа 2021 г, дополнительное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представителями соответственно ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" и Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области ставится вопрос об отмене решения решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 12 августа 2021 г, дополнительного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационных жалоб представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалоб.
Судами установлено и следует из материалов дела, что С.В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 мая 2020 г.
Постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 5 июля 2019 г. N жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", был определен в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения на территории Атагайского муниципального образования.
По заявлению С.В.А. межведомственной комиссией было проведено обследование указанного жилого дома. Согласно акту обследования от 31 июля 2020 г. N в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, произошло затопление жилого дома.
31 июля 2020 г. межведомственная комиссия приняла заключение N о выявлении оснований для признания помещения подлежащим непригодным для проживания в соответствии с п.47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 ввиду естественного физического износа.
Распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 г. N дом был признан непригодным для проживания вследствие естественного физического износа.
2 сентября 2020 г. истец на основании указанного заключения межведомственной комиссии от 31 июля 2020 г. N и распоряжения администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 г. N обратился в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного дома.
Уведомлением от 14 сентября 2020 г. N истцу сообщено о принятом решении об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с пп. 1 п. 18 Положения, в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением (жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу не вследствие воздействия паводковых вод, а ввиду естественного физического износа).
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2020 г. заключение межведомственной комиссии от 31 июля 2020 г. N, распоряжение администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 г. N признаны незаконными, на администрацию Атагайского муниципального образования возложена обязанность произвести повторное обследование жилого дома.
Заключением межведомственной комиссии от 24 февраля 2021 г. N на основании решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2020 г. и акта межведомственной комиссии от 24 февраля 2021 г. N выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания в соответствии с п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47.
Распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 9 марта 2021 г. N жилой дом N, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания вследствие паводка.
Согласно ответу главы администрации Атагайского муниципального образования от 30 марта 2021 г. N жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", действительно находится в зоне чрезвычайной ситуации. Данное жилое помещение считается утраченным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне - июле 2019 года.
4 февраля 2021 г. при повторном обращении истца в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома, в выдаче свидетельства истцу отказано в связи с пропуском срока для обращения за такой выплатой, признанием права собственности истца на спорный жилой дом после введения режима чрезвычайной ситуации.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что жилое помещение в котором проживал истец, принадлежало ему на праве собственности, в том числе на момент наводнения в июне 2019 года, являлось пригодным для проживания, не аварийным и соответствовало санитарным и техническим правилам; собственник жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством нес бремя содержания принадлежащего ему имущества, поддерживал его в надлежащем состоянии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части восстановления срока, установленного для обращения с заявлением о выдаче свидетельства, суд первой инстанции исходил из того, что установленный п.11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнений, вызванного ильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 N556-пп, срок (до 25 декабря 2020 г.) является специальным, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права и является пресекательным сроком, а поскольку впервые С.В.А. обратился за соответствующей социальной выплатой 2 сентября 2020 г, до истечения установленного предельного срока обращения за такой выплатой, то данный срок не нуждается в восстановлении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что право собственности истца на спорный дом в порядке наследования признано решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 мая 2020 г. После смерти отца 30 августа 1988 г. истец фактически принял наследство, в том числе спорный жилой дом, и с тех пор владел и пользовался им, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года. В силу ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации спорный дом признается принадлежащим истцу со дня открытия наследства с 30 августа 1988 г. независимо от времени его фактического принятия, а также момента государственной регистрации права собственности на это наследство.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Статья 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июля 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее- Положение), которое устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата). Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Пунктом 1 упомянутого постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с и. 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п. 16 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальные выплаты предоставляются при наличии сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
В соответствии с п.п.23, 24 указанного Положения свидетельство о праве на получение социальной выплаты оформляется Министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов.
В срок не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления свидетельства, министерство социального развития:
информирует гражданина (граждан) или его (их) представителя посредством телефонной связи и (или) электронной почты о возможности получения свидетельства лично в министерстве социального развития;
перенаправляет свидетельство в учреждение для получения свидетельства гражданином (гражданами) или его (их) представителем лично в учреждении. В этом случае учреждение в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения свидетельства, информирует гражданина (граждан) или его (их) представителя посредством телефонной связи и (или) электронной почты о возможности получения свидетельства лично в учреждении.
Установив, что истец на момент чрезвычайной ситуации являлся собственником жилого помещения в силу принятия наследства, что жилое помещение утрачено в результате паводка, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы жалоб ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о том, что истец на момент чрезвычайной ситуации не являлся собственником помещения, что противоречит условиям, установленным п. 6 Положения, что решение суда от 20 мая 2020 г. не является основанием для принятия решения о выдаче свидетельства на меры социальной поддержки, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Так судами правильно учтены разъяснения, содержащиеся в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" о том, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Доводы кассатора о том, что жилое помещение было утрачено вследствие физического износа, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку соответствующие заключение межведомственной комиссии от 31 июля 2020 г. N 5, распоряжение администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 г. N 54 признаны незаконными вступившим в законную силу решением суда, а повторным заключением межведомственной комиссии от 24 февраля 2021 г. N 16 с соответствующим актом установлено, что жилое помещение утрачено вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком.
Были предметом правовой оценки судов доводы ответчиков о том, что истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства за пределами установленного для такого обращения срока. Суды правильно отметили, что первоначальное обращение истца последовало в установленный срок, его действия, связанные с реализацией права на оспаривание заключения межведомственной комиссии, длительностью, связанной с судебным разбирательством, не могут лишать его права на получение мер социальной поддержки.
В целом, приведенные в кассационных жалобах доводы, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационные жалобы не содержат. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 12 августа 2021 г, дополнительное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.