Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Ковалевской В.В, Папушиной Н.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить работы по очистке земельного участка
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав объяснения старшего прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) о возложении обязанности выполнить работы по очистке земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу (ориентировочно): "адрес", от размещенных на нем отходов производства и потребления (за исключением объектов недвижимого имущества), а также работы по рекультивации данного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что проверкой военной прокуратуры было установлено, что на указанном земельном участке, находящимся в собственности Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления: твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, строительного мусора, металлолома.
С ДД.ММ.ГГГГ земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казенным учреждением "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ).
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2021 г. исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворены.
На Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ возложена обязанность выполнить работы по очистке земельного участка с кадастровым N по адресу "адрес" от размещенных на нем отходов производства и потребления (за исключением объектов недвижимого имущества), а также работы по рекультивации данного земельного участка в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2021 г. в части удовлетворения требований к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ отменено, в указанной части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска Военного прокурора к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
В кассационной жалобе Министерством обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы от военного прокурора, участвующего в деле, поступили возражения.
Помимо прокурора, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу (ориентировочно): "адрес", принадлежит Российской Федерации, полномочия собственника исполняет Министерство обороны РФ.
За ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, запись о регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ
Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой было установлено наличие на земельном участке, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного пользовании) ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, несанкционированной свалки.
Согласно Уставу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий МО в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Для достижения названных целей учреждение организует использование объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, земель и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Также Уставом предусмотрено, что функции и полномочия в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 210, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, указав, что имущество должно использоваться по целевому назначению, спорный земельный участок с кадастровым N относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для обеспечения обороны и безопасности, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов. Существование на земельном участке с целевым использованием для обеспечения обороны и безопасности несанкционированной свалки является ничем иным, как использованием данного земельного участка не по целевому назначению. Возлагая на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ обязанность по очистке земельного участка от размещенных на нем отходов производства и потребления, а также работ по рекультивации земельного участка, суд указал, что Уставом ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ предусмотрены обязанности по организации использования земель предоставленных в пользование Вооруженным Силам, при этом финансирование указанных работ должно быть осуществлено за счет Министерства обороны РФ.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции не согласился с выводами суда о возложении на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ обязанности по выполнению работ по очистке земельного участка и его рекультивации, отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, суд указал, что данное лицо надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку уставом учреждения выполнение таких обязанностей не предусмотрено. В остальной части признал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения; обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статьей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потреблении, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 данного Кодекса предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
Согласно Указу Президента России от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны Российской Федерации является главным распределителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Не установление собственника отходов, размещенных на поименованном земельном участке, не освобождает Министерство обороны Российской Федерации, исполняющего полномочия собственника земельного участка, от обязанности предусмотренной ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, от выполнения требований федерального законодательства. Захламление твердыми бытовыми отходами, крупногабаритными отходами, строительным мусором, металлоломом земельного участка является следствием ненадлежащего использования ответчиком принадлежащего ему имущества, что нанесло вред окружающей среде, привело к деградации почвы.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований к Министерству обороны РФ.
Данный вывод согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.