Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Зайцевой Е.Н, Шабаловой О.Ф, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0002-01-2021-000019-81 по искам заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках
по кассационным жалобам ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Ингодинского районного суда города Читы Забайкальского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона обратился в суд с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках.
Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки установлены нарушения ответчиками законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в несанкционированном скоплении бытовых отходов (свалок) на земельных участках с кадастровыми номерами:
N (общая площадь загрязнения - 3, 5 га) по "адрес";
N (общая площадь загрязнения - 0, 004 га) по "адрес";
N (общая площадь загрязнения 0, 095 га), расположенного по "адрес";
N (общая площадь загрязнения - 1, 532 га), расположенным по "адрес";
N (общая площадь загрязнения - 0, 01 га), расположенном по адресу "адрес".
Указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ.
Несанкционированные свалки образованы из скопления бытовых отходов и строительного мусора, не исключено присутствие токсичных и опасных веществ, так как бытовые отходы характеризуются высокими концентрациями веществ техногенного происхождения.
Указанные несанкционированные свалки существуют в течение длительного времени, предпринятые Читинским лесничеством действия к положительному результату - ликвидации свалки не привели, Министерство обороны Российской Федерации мер к освобождению земельных участков от несанкционированных свалок не предпринимает, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им полномочий собственника.
С учетом уточнения исковых требований истец просил обязать Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках с указанными кадастровыми номерами.
Определением суда от 12 января 2021 г. гражданские дела по искам заместителя военного прокурора Читинского гарнизона объединены в одно производство.
Решением Ингодинского районного суда города Читы от 24 мая 2021 г. исковые требования заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко С.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации по объединенным в одно производство гражданским делам удовлетворены.
Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках с кадастровыми N, N, N, N, N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, а также Министерство обороны Российской Федерации ставят вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Военным прокурором Читинского гарнизона на кассационные жалобы принесены возражения.
Прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В. полагал, что обжалуемые судебные постановления отмене не подлежат.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес" является Российская Федерация, право зарегистрировано 26 января 2004 г. Земельный участок передан ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировано 17 сентября 2014 г.
Собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес" является Российская Федерация, право зарегистрировано 14 апреля 2015 г. Указанный земельный участок передан ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировано 15 февраля 2016 г.
Собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес" является Российская Федерация, право зарегистрировано 18 сентября 2009 г, участок передан ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировано 29 марта 2019 г.
Собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес" является Российская Федерация, право зарегистрировано 18 сентября 2009 г, участок передан ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировано 18 сентября 2014 г.
Собственником земельного участка с кадастровым N расположенного по "адрес" является Российская Федерация, право зарегистрировано 18 сентября 2009 г, участок передан ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировано 29 марта 2019 г.
Согласно п. 2 раздела 1 Устава ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" на основании приказа Министра обороны РФ от 6 октября 2011 г. N переименовано в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Из актов обследования от 30 сентября 2020 г, 22 сентября 2020 г, 29 сентября 2020 г, 2 октября 2020 г, составленных сотрудниками Читинского участкового лесничества в присутствии заместителя военного прокурора Читинского гарнизона следует, что места несанкционированного размещения отходов находятся на земельных участках с кадастровыми номерами: N (общая площадь свалки составляет 3, 5 га, общий объем мусора составляет 200 куб.м); N (общая площадь свалок составляет 0, 004 га, общий объем мусора составляет 2, 5 куб.м); N (общая площадь свалок составляет 0, 095 га, общий объем мусора составляет 125 куб.м); N (общая площадь свалок составляет 1, 532 га, общий объем мусора составляет 1210 куб.м); N (общая площадь свалок составляет 0, 01 га, общий объем мусора составляет 2 куб.м), К актам приложена схема расположения места несанкционированной свалки мусора (бытовые и строительные отходы) и фототаблица.
Из актов проверки следует, что Читинским лесничеством Министерства обороны РФ - филиалом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ предпринимались меры в целях установления виновных лиц и ликвидации свалок мусора. Так, в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу направлялись заявления с приложением соответствующих материалов с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных лиц.
По данным заявлениям были получены ответы о том, что выявлено 4 факта нарушений, выразившихся в выбросе мусора по земельному участку с кадастровым N на участке "данные изъяты", по остальным земельным участкам виновные лица не выявлены.
Читинским лесничеством направлялись обращения в ФГУП "Оборонпромэкология" с просьбой принять соответствующие меры об организации работ по уборке свалок. При этом, ФГУП "Оборонпромэкология" готова к проведению работ по очистке территории в случае выделения денежных средств.
Неоднократно в адрес ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Читинским лесничеством направлялись заявки о включении в Техническое задание мероприятия "Уборка несанкционированных свалок мусора", которое впоследствии исключалось из Технического задания.
5 ноября 2019 г. военной прокуратурой Читинского гарнизона вынесено представление ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ с предложением принять меры по устранению нарушений закона, в том числе организовать комплекс мер, направленных на уборку свалок и провести служебное разбирательство, по итогам которого рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, от имени которой имущественные права приобретает и реализует Министерство обороны Российской Федерации и подведомственные ему учреждения, находятся несанкционированные свалки, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с разъяснениями. изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
На основании части 12 статьи 1 указанного Федерального закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу действия положений статьи 71 Конституции РФ, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ 16 августа 2004 г. N 1082 в их взаимосвязи с положениями статьи 210, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые стоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц, в ведении которых федеральная собственность находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Созданное в соответствии с приказом Минобороны России ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России имеет филиал в виде Читинского лесничества Минобороны России на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Доводы кассационных жалоб о том, что Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, закреплены на правах постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России и состоят на балансе Читинского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, собственник отходов не установлен, соответственно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, размещенных на поименованных земельных участках, обосновано возложена на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника в отношении названного федерального имущества.
Действуя как собственники, с разумной степенью добросовестности, ответчики должны были принять меры к недопущению образования несанкционированных свалок и их незамедлительной ликвидации.
Ссылка Министерства обороны Российской Федерации в кассационной жалобе на отсутствие вины ответчика в загрязнении земельных участков, является несостоятельной.
Иных землепользователей, кроме Министерства обороны Российской Федерации и подконтрольных ему учреждений, земельный участок не имеет.
Следовательно, сохраняя полный контроль над земельными участками, именно ответчики должны обеспечивать своевременный вывоз мусора. Однако доказательств исполнения этой обязанности Министерством обороны Российской Федерации судам не представило.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Ссылок на обстоятельства, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке, в кассационных жалобах не приведено, позиция подателей жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ингодинского районного суда города Читы Забайкальского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.