Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дмитриевой О.С, судей Сулеймановой А.С, Кравченко Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 54RS0010-01-2021-008135-84 по иску военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ о понуждении к совершению определенных действий, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 января 2022 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, объяснения прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту зданий инв. N N, N и N Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: военный городок N, "адрес"; обязать ФГБУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент имущественных отношений МО РФ обращение с ходатайством о содействии в выполнении капитального ремонта "Госпиталя" (инв. N), "Кухни-столовой" (инв. N) и "Поликлиники" (инв. N) Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: военный городок N, "адрес"; обязать МО РФ включить здания Филиала (инв. N, N), расположенные по адресу: военный городок N, "адрес" в титульный план проведения капитального ремонта на 2021-2022 гг.; возложить на Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта:
- в "Госпитале" (инв. N) провести капитальный ремонт кровли, отмостков, фасада, перекрытия (кожно-венерологическое отделение, поликлиники, библиотеки, бытовых комнат), полов, систем отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство;
- в "Кухне-столовой" (инв. NА) провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, проемов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, пожарноохранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство;
- в "Поликлинике" (инв. N) провести капитальный ремонт фасада здания, установить молниезащитное устройство, а также сантехнику в палаты N N и N инфекционного отделения; заменить ручки межкомнатных дверей в палатах N N, N и N инфекционного отделения; установить плафоны на лампах дневного освещения в коридорах и лестничных пролетах.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена проверка технического состояния зданий инв. N N, N и N Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России (далее - Филиал), расположенного по адресу: военный городок N, "адрес" "адрес"
Проверкой установлено, что здания инв. N N, N и N Филиала, принадлежащие Минобороны России на праве собственности, находятся в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.
Согласно акту общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса (зданий и сооружений) военного городка от 30 марта 2021 г, дефектной ведомости от 30 марта 2021 г. и ведомости объёмов работ от 30 марта 2021 г. в здании инв. N "Кухня-Столовая" необходимо провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, проемов, полов, систем отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, пожарно-охранной сигнализации, молниезащитных устройств (отсутствует) и заземления; в здании инв. N "Госпиталь" необходимо провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, перекрытия (кожно-венерологическое отделение, поликлиники, библиотеки, бытовых комнат), полов, систем отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство (отсутствует) и заземления; в здании инв. N "Поликлиника" необходимо провести капительный ремонт фасада здания, установить молниезащитное устройство, а также сантехнику в палаты N N, N и N инфекционного отделения; заменить ручки межкомнатных дверей в палатах N N, N и N инфекционного отделения; установить плафоны на лампах дневного освещения в коридорах и лестничных пролетах.
Проведенной проверкой установлено, что жилищные объекты Министерства обороны РФ на территории "адрес", в том числе здание военно-клинического госпиталя находится в технически неисправном состоянии, капитальный и текущий ремонты здания не проводился, о чем свидетельствует, в том числе, акт осмотра. Кроме того, здания с инв. N N, N и N в план капитального ремонта на 2021-2022 г. не вошло. Таким образом, не проведение капитального ремонта вышеуказанного здания противоречит требованиям действующего законодательства и создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям и, как следствие, возможной гибели, травматизму военнослужащих, повреждению государственного имущества, росту социальной напряженности.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 октября 2021 г. на Министерство обороны РФ возложена обязанность организовать включение в план капитального ремонта на 2021-2022 гг. зданий инв. N N, N и N Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: военный городок N, "адрес", с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт не позднее 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а также обеспечить в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведение капитального ремонта зданий инв. N N, N и N Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: военный городок N, "адрес", а именно: в "Госпитале" (инв. N) провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, перекрытия (кожно-венерологическое отделение, поликлиники, библиотеки, бытовых комнат), полов, систем отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство; в "Кухне-столовой" (инв. NА) провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, проемов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство; в "Поликлинике" (инв. N) провести капитальный ремонт фасада здания, установить молниезащитное устройство, а также сантехнику в палаты N N, N и N инфекционного отделения; заменить ручки межкомнатных дверей в палатах N N, N и N инфекционного отделения; установить плафоны на лампах дневного освещения в коридорах и лестничных пролетах; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 января 2022 г. решение суда первой инстанции изменено, исключено из резолютивной части решения указание на обязанность установить в "Поликлинике" (инв. N) сантехнику в палаты N N, N и N инфекционного отделения; заменить ручки межкомнатных дверей в палатах N N, N и N инфекционного отделения; установить плафоны на лампах дневного освещения в коридорах и лестничных пролетах, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерством обороны РФ ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Письменных возражений по доводам кассационной жалобы не поступило.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, здания инв. N N, N и N Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, расположенные по адресу: военный городок N, "адрес" переданы на балансовый учет ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, находится на праве оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУИО".
Военной прокуратурой Борзинского гарнизона 9 июля 2021 г. проведена проверка технического состояния зданий инв. N N, N и N Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, расположенные по адресу: военный городок N, "адрес".
По результатам проверки старшим помощником военного прокурора Борзинского гарнизона составлен акт осмотра Филиала N ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, из которого следует, что в здании инв. N N, N поврежден окрасочно-побелочный слой фасада, разрушена отмостка, в здании деревянные оконные рамы и частично отсутствует остекление, внутри помещения здания нарушен окрасочно-побелочные, штукатурные и облицовочные слои стен и потолков, в том числе вследствие протекания кровли, повреждены ступени лестничных маршей, повреждена либо отсутствует напольная плитка внутри помещений, в помещении операционного отделения Филиала имеются многочисленные протекания кровли, нарушены окрасочно-побелочные и облицовочные слои, повреждена либо отсутствует настенная плитка.
Согласно акту осмотра здания инв. N, составленному в присутствии старшего помощника военного прокурора Борзинского гарнизона, в присутствии начальника отделения МТО Филиала и представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России следует, что при осмотре указанного здания были обнаружены повреждения крыльца и ступеней входа в здание, внутри помещений здания нарушен окрасочно-побелочные, штукатурные и облицовочные слои стен и потолков, имеются трещины штукатурных слоев стен и потолков, в некоторых санузлах имеется неисправная сантехника, либо она отсутствует вовсе, дверные ручки межкомнатных дверей помещений не работают (требуется их ремонт или замена), отсутствуют плафоны на лампах дневного освещения, местами поврежден линолеум.
Согласно актам общего весеннего осмотра объекта здания "Поликлиника" инв. N, здания "Госпиталь" инв. N, здания "Кухня-столовая" инв. N установлен объем и виды необходимых работ, включающий в себя, в том числе, проведение капитального ремонта фасадов зданий, кровли, отмосток, перекрытий, проемов, полов, проведение отделочных работ, капитальный ремонт системы отопления, системы водоснабжения, системы канализации, системы электроснабжения, системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации, установки молниезащитного устройства и заземления.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применяя положения ст.210, п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ, п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N61-ФЗ "Об обороне", установив, что здания с инв. N N, N ФГКУ "321 ВКГ" Минобороны России расположенного по адресу: "адрес". имеют признаки аварийности, эксплуатируются без проведения ремонтных работ, что создает угрозу возникновения чрезвычайных происшествий, травмирования военнослужащих и гражданских лиц, пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований в части понуждения Министерства обороны России организовать включение в план капитального ремонта на 2022 год указанного здания и обеспечение его капитального ремонта, отказав в остальной части иска.
С учетом требований ч.1, 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции установилсрок исполнения обязательства - в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - в части включения капитального ремонта здания на 2022 год с планированием и выделением лимитов бюджетных средств и в течение 12 месяцев в части проведения капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции с вводами суда первой инстанции согласился, исключив из резолютивной части решения указание на обязанность установить в "Поликлинике" (инв. N) сантехнику в палаты N N, N и N инфекционного отделения; заменить ручки межкомнатных дверей в палатах N N, N инфекционного отделения; установить плафоны на лампах дневного освещения в коридорах и лестничных пролетах.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым судебные инстанции пришли к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в судебных постановлениях и являются обоснованными.
Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено без участия ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организация Министерства обороны РФ подлежат отклонению, поскольку судом удовлетворены требования, предъявленные к собственнику имущества - Министерству обороны РФ, осуществляющему полномочия по эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных силах. Возложение полномочий и обязанностей собственника имущества на иные органы военного управления в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Министерства обороны, не освобождает последнего от исполнения обязанностей собственника по контролю за техническим состоянием объектов недвижимого имущества, учитывая также, что указанные учреждения непосредственно подчинены Министерству обороны РФ. Вопрос о правах и обязанностях ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организация Министерства обороны РФ судом не разрешался.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют; пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункта 71 пункта 7 Положения о Минобороны России (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N1082), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации (подпункт 68 пункта 7 указанного положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения, на Министра обороны Российской Федерации и подведомственное ему Министерство возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, планов капитального строительства в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по содержанию имущества связана с необходимостью несения расходов по поддержанию его в надлежащем состоянии (проведение текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.д.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре. Таким образом, Минобороны России несет бремя содержания указанного имущества и обязано производить его капитальный ремонт.
Согласно Уставу ФГКУ "Сибирское ТУПО" Министерства обороны РФ, учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Минобороны России (п.11 Устава).
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Департамент имущественных отношений и его территориальные органы не являются получателями лимитов бюджетных средств и субсидий на цели капитального ремонта.
Таким образом, учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным военным прокурором требованиям является Минобороны России.
В соответствии с положениями ст.1 Градостроительного кодекса РФ под капитальным ремонтом понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии со ст.55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (п.6-8).
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
В соответствии со ст.7 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Согласно требованиям ст.ст.24, 25 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заявляя требование о возложении на Министерство обороны РФ обязанности по организации и проведению капительного ремонта зданий инв. N N, N и N истец указал следующие виды работ:
в "Госпитале" (инв. N) провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, перекрытия (кожно-венерологическое отделение, поликлиники, библиотеки, бытовых комнат), полов, систем отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство;
в "Кухне-столовой" (инв. N) провести капитальный ремонт: кровли, отмостки, фасада, проемов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, приточно-вытяжной вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и заземления, установить молниезащитное устройство;
в "Поликлинике" (инв. N) провести капитальный ремонт фасада здания, установить молниезащитное устройство.
Основанием для составления указанного перечня являются, в том числе, акты весеннего осмотра объектов военного городка от 30 марта 2021 г.
Так, из актов осмотра в отношении зданий инв.N N, N следует, что на основании результатов осмотра комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта этих зданий.
В то же время в отношении здания инв. N комиссией установлена необходимость проведения текущего ремонта здания, за исключением фасада, в отношении которого содержится решение о проведении капитального ремонта.
В отношении всех объектов установлено отсутствие молниезащитных устройств.
Таким образом, вопреки доводам жалобы судебными инстанциями правильно определено, что данные виды работ относятся к капитальному ремонту.
Доводы жалобы о том, что у прокурора отсутствует право на обращение с таким иском, подлежат отклонению, как основанные на неправильном токовании норм процессуального права.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
Военный прокурор, обращаясь в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим иском в суд, фактически действовал в интересах неопределенного круга лиц - граждан и военнослужащих, располагающихся в казарменно-жилищном фонде Минобороны России, число которых в силу их текучести определить невозможно. В исковом заявлении военный прокурор ссылается на нарушение ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", выразившихся в бездействии ответчика, в непринятии мер по капитальному ремонту зданий инв. N18, 18 а и 83 Филиала N1 ФГКУ "321 Военный клинический госпиталь" Минобороны России, что создает угрозу жизни и здоровью военнослужащих и лиц гражданского персонала, фактически нарушаются права неопределенного круга лиц.
Ссылки на практику различных судов не опровергают выводов судебных инстанций.
Таким образом, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи А.С. Сулейманова
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.