Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Сицинской О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1830/2021 по административному исковому заявлению Даллакяна Карена Андраниковича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверностью сведений, использованных при ее определении, по апелляционным жалобам департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2021 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузовой М.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца Чуйкова А.Г, объяснения представителя административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю Сергиевской И.С, поддержавшей апелляционные жалобы, судебная коллегия
установила:
Даллакян К.А. обратился в Краснодарский краевой суд с административным иском, в котором просил признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 552 596 956, 05 руб, восстановив срок на оспаривание архивной кадастровой стоимости, а также установить кадастровую стоимость с применением удельного показателя кадастровой стоимости 15 группы видов разрешенного использования, указанных в приложении N 2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2020 г. N 2640 (далее также Приказ N 2640), в размере 3 492 942, 18 руб. на период с 15 октября 2020 г. по 1 января 2021 г.
В обоснование требований административный истец указал на использование недостоверных сведений об объекте оценки, а именно, что земельный участок с видом разрешенного использования "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; обслуживание автотранспорта" отнесен к 5 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", тогда как, по мнению административного истца, с учетом сведений о градостроительном зонировании правил землепользования и застройки и нахождении земельного участка в зоне СХ-2 "Зона сельскохозяйственных объектов, предприятий и производств", его следовало отнести к 15 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования". В данной связи просил установить кадастровую стоимость в размере 3 492 942, 18 руб, равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 14, 42 руб. на его площадь.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2021 г. административному истцу восстановлен срок на подачу административного иска об оспаривании архивной кадастровой стоимости. Заявленные требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворены. Признаны недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15 октября 2020 г.; из сведений государственного кадастра недвижимости исключена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 522 596 956, 05 руб.; отношении земельного участка по состоянию на 15 октября 2020 г. установлена кадастровая стоимость в размере 3 492 942, 18 руб. на период с 15 октября 2020 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, а именно до 1 января 2021 г. Определена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 23 октября 2021 г.
На решение суда административным ответчиком департаментом имущественных отношений Краснодарского края подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю также подана апелляционная жалоба, в которой Управление, ссылаясь на обоснованное применение в расчетах кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости 5 группы видов разрешенного использования, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю в суд апелляционной инстанции поступили письменные пояснения, в которых Филиал просит удовлетворить поданные апелляционные жалобы, отменить решение суда, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, письменных пояснений, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), применяемого к спорным правоотношениям в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по следующим основаниям: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов административного дела следует и судом первой инстанции установлено, что Даллакян К.А. является с 14 сентября 2020 г. собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов.
По состоянию на 27 сентября 2018 г. кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в размере 3 492 942, 18 руб. в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640.
На основании заявления истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "Для эксплуатации и обслуживании зданий, строений и сооружений фермы N 7" на "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; обслуживание автотранспорта" филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю 15 октября 2020 г. в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 552 596 956, 05 руб.
Указанная кадастровая стоимость применялась для целей, предусмотренных законодательством российской Федерации, с 15 октября 2020 г. до 1 января 2021 г.
С 1 января 2021 г. применяется кадастровая стоимость земельного участка в размере 17 091 678, 24 руб, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882.
Судом первой инстанции, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правомерно рассмотрены требования административного истца о пересмотре архивной кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости, с учетом сохранившегося права на ее пересмотр, а также правового интереса в возможности пересчета налоговых платежей.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец в качестве обоснования иска ссылался на недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заключавшихся в ошибочном определении органом регистрации группы видов разрешенного использования земельного участка.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из градостроительного зонирования и фактического использования земельного участка, пришел к выводу о недостоверности использованных об объекте оценки сведений в виде неверного применения удельного показателя кадастровой стоимости земель 5 группы видов.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с положениям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Такой порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее Порядок), который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменениями сведений о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка) (подпункт "в" пункта 1 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с настоящим Порядком используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности (далее - удельные показатели кадастровой стоимости).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Порядка кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Виды разрешенного использования земельных участков, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости указаны в приложении N 2 к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
На дату принятия Приказа N 2640, в соответствии с которым был произведен оспариваемый пересчет кадастровой стоимости, а также на дату спорного пересчета кадастровой стоимости, действовал классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - Классификатор).
Судом ошибочно при вынесении решения использован Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, не действовавший на 15 октября 2020 г.
В своем заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также в приложенной к нему декларации административный истец в качестве изменяемых видов разрешенного использования указал: изменение на "Основной код (1.15) Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; Вспомогательный код (4.9) Обслуживание автотранспорта".
Вид разрешенного использования "1.15 Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" соответствует наименованию вида разрешенного использования по Классификатору "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" с кодом вида 1.15. Данный вид разрешенного использования соответствует 15 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", указанной в приложении N 2 к Приказу N 2640.
Вид разрешенного использования "4.9 Обслуживание автотранспорта" соответствует наименованию вида разрешенного использования Классификатора (в ред. от 04 февраля 2019 г.) "Служебные гаражи" с кодом вида 4.9, с описанием вида разрешенного использования: "Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе депо". Указанное наименование вида разрешенного использования земельного участка включено в состав группы разрешенного использования "Предпринимательство" (код 4.0), с описанием вида разрешенного использования: "Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности".
В предыдущей редакции Классификатора от 9 августа 2018 г. код вида 4.9 имел наименование "Обслуживание автотранспорта" с описанием вида разрешенного использования "Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1".
Как следует из ответа от 1 октября 2021 г, данного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю на обращение административного истца, вид разрешенного использование земельного участка "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; обслуживание автотранспорта" позволяло отнести его как к 15 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", так и к 5 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю пояснила, что в связи с нахождением заявленного Даллакяном К.А. вида разрешенного использования 4.9 "Обслуживание автотранспорта" в составе группы 4.0 "Предпринимательство" Классификатора, спорный объект был отнесен к 5 группе видов по Приказу N 2640, исходя из коммерческой направленности.
В соответствии с пунктом 20 Порядка кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Поскольку среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, согласно приложению N 2 к Приказу N 2640, для 5 группы составило 2 157, 45 руб. за 1 кв.м, для 15 группы - 14, 42 руб, регистрирующим органом кадастровая стоимость правомерно была рассчитана с использованием удельного показателя для 5 группы видов разрешенного использования, как имеющего наибольшее значение в соответствии пунктом 20 Порядка.
Доводы административного истца об ошибочном указании вида разрешенного использования 4.9, не могут свидетельствовать о наличии недостоверных сведений об объекте оценки, использованных регистрирующим органом при расчете кадастровой стоимости. Данный вид разрешенного использования был самостоятельно указан в представленном в орган регистрации заявлении на изменение вида разрешенного использования, в декларации, а также выделен заявителем цветом в приложенной к заявлению выписке из сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, где наименование вида разрешенного использования земельного участка "4.9 Обслуживание автотранспорта" относится к вспомогательным видам разрешенного использования земельного участка зоны СХ-2 "Зона объектов сельскохозяйственного назначения". При этом описание вида 4.9, указанное в градостроительном регламенте зоны СХ-2, а именно: "Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1", совпадает с описанием вида разрешенного использования с кодом 4.9, указанным в Классификаторе.
При таких обстоятельствах орган регистрации обоснованно отнес заявленный вид разрешенного использования "Для обслуживания автотранспорта" с кодом вида 4.9, находящегося в составе группы разрешенного использования "Предпринимательство" (код 4.0) по Классификатору к группе видов 5 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", указанной в приложении N 2 к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2640 от 14 декабря 2016 г. Установив наличие у земельного участка более чем один вид разрешенного использования, орган регистрации в соответствии с положениями пункта 20 Порядка обоснованно рассчитал кадастровую стоимость по тому виду разрешенного использования, для которого удельный показатель кадастровой стоимости наибольший.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Наличие недостоверных сведений, использованных при расчете кадастровой стоимости на 15 октября 2020 г, административным истцом не доказано. При этом административный истец не лишен возможности оспорить кадастровую стоимость земельного участка путем установления ее стоимости в размере рыночной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2021 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Даллакяна Карена Андраниковича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверностью сведений, использованных при ее определении, - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.