Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Пластинина И.В, Подгорной Е.П, при секретаре-помощнике судьи Шевченко Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-694/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест-2006" о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест-2006" на решение Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест-2006" Беломестного А.О, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Свердловской области Ануфриева А.А. и представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Бочкова П.Н, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 декабря 2001 г. Правительством Свердловской области принято постановление N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" (далее также - Постановление).
Данным документом приняты предложения глав муниципальных образований город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, Каменский район, город Нижний Тагил, Нижнетуринский район и Областного государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" о постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры согласно прилагаемому Списку, вновь принятые на государственную охрану памятники отнесены к категории памятников истории и культуры местного значения (пункты 1, 2).
Пунктом 79 Списка вновь выявленных памятников истории и культуры, находящихся на территории Свердловской области и принимаемых под местную государственную охрану (далее - Список), являющегося приложением к названному постановлению, к таким выявленным памятникам истории и культуры отнесён объект "Дом жилой", рубежа ХIХ и ХХ веков, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, д. 8-10 (лит. А).
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Стройинвест-2006", будучи собственником жилых и нежилых помещений в указанном "Доме жилом", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" в части пункта 79 Списка, ссылаясь на нарушение порядка его принятия, поскольку вопреки требованиям Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, и Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203, при отнесении данного объекта к памятникам истории и культуры, принимаемых под местную государственную охрану, не была проведена экспертиза этого объекта в целях установления его культурной ценности.
Решением Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 г. административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Стройинвест-2006" просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм процессуального и материального права, и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Свердловской области, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Закон РСФСР), действовавшего на дату принятия Постановления, к памятникам истории и культуры относились здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали охране в соответствии с требованиями Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и названного закона (статья 39 Закона РСФСР).
В соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённым постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, действовавшим на дату принятия Постановления, государственному учёту подлежали все памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности или в чьём пользовании они находились. Государственный учёт памятников истории и культуры включал выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учётных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 13);
вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали регистрации государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (пункт 18);
вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27).
Инструкцией о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 (далее - Инструкция), действовавшей на дату принятия Постановления, определялось, что государственный учёт памятников истории и культуры включает выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учётных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9);
при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственным органам охраны памятников надлежало организовать проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрировались в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекали специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержал краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежали охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 12);
на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составлялась учётная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте её хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15);
на каждый недвижимый памятник составлялся паспорт, который являлся учётным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нём произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывались категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16);
вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную ценность, признавался памятником истории и культуры путём включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятников. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являлись основным документом учёта и охраны памятников. Включённые в них объекты признавались памятниками истории и культуры определённого вида и категории охраны (пункты 20 и 21).
Специальным федеральным законом, в настоящее время регламентирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
В преамбуле этого закона закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу утверждённых Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено названным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 г, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат данному закону.
Судом установлено, что здание "Дом жилой", рубежа ХIХ и ХХ веков, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, д. 8-10, принятый на государственную охрану на основании Постановления, отнесён к объектам культурного наследия в соответствии с порядком, установленным Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.
До решения вопроса о принятии указанного здания на государственную охрану документы, представленные Правительством Свердловской области на предмет постановки объектов, в том числе расположенных на территории г..Екатеринбурга, на государственную охрану в качестве памятников истории культуры, а также учётные карточки на них, заключение научно-методического совета по охране памятников Свердловский области и иные документы, относящиеся к предмету проекта Постановления, прошли обсуждение в отделе Свода памятников Государственного института искусствознания и согласно протоколу его заседания от 22 ноября 2000 г..отдел Свода памятников Государственного института искусствознания пришёл к единогласному мнению о том, что поскольку указанные в Перечне объекты содержат признаки различных архитектурных стилей ХIХ и ХХ веков, имеют градостроительное значение, а часть из них являются авторскими работами известных архитекторов, они с полным правом могут быть отнесены к категории недвижимых памятников местного значения и взяты под государственную охрану; получено заключение на учётную документацию на объекты, представленные Правительством Свердловской области, на предмет отнесения их к категории памятников архитектуры, составленное 23 ноября 2000 г..старшим научным сотрудником отдела Свода памятников Государственного института искусствознания, в котором по результатам изучения Перечня объектов и учётных карточек, в том числе по объектам г..Екатеринбурга, сделан вывод о том, что все объекты, указанные в Перечне, заслуживают отнесения к категории памятников истории и культуры (раздел архитектура), они обладают признаками определённых художественных стилей, характеризуют то или иное время развития архитектуры (особенно важен интерес к объектам 1920-30-х годов, на достоинства и необходимость сохранения которых ранее не обращалось должного внимания) или инженерной мысли (мосты, плотины, имеют подчас градостроительное значение (комплексы 1930-х годов, в том числе в г..Екатеринбурге),
являются авторскими работами видных архитекторов.
24 ноября 2000 г. проект Постановления с прилагаемым Списком согласован Министерством культуры Российской Федерации.
Наряду с указанным, в 2006 г. Научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры Свердловской области разработана научно-проектная документация "Комплексная историко-культурная оценка с условиями застройки участка", объектом которой являлась северная часть квартала г. Екатеринбурга, ограниченного улицами Малышева - Р. Люксембург - Энгельса - Гоголя.
Согласно пояснительной записке к названной научно-практической документации при её разработке проводились историко-культурные и библиографические изыскания, натурное обследование, в работе использовались архивные и библиографические источники. В результате здание "Дом жилой" признано образцом жилой архитектуры конца ХIХ - начала ХХ в массовой разновидности "кирпичного стиля".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2017 г. N 109642-р объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой", рубежа ХIХ и ХХ веков, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, д. 8-10 зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 661710995410005.
С учётом установленного суд первой инстанции не согласился с доводами административного истца о нарушении порядка отнесения объекта "Дом жилой" к памятникам истории и культуры.
Доводы административного истца об отсутствии на момент принятия оспариваемого в части Постановления экспертизы о возможности признания объекта памятником истории и культуры, проверялись судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании анализа протокола заседания отдела Свода памятников Государственного института искусствознания от 22 ноября 2000 г, заключения специалиста отдела Свода памятников Государственного института искусствознания от 23 ноября 2000 г, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что данные документы по вопросу формирования списка вновь выявленных памятников истории и культуры, находящихся на территории Свердловской области и принимаемых под местную государственную охрану необходимо расценивать как заключение экспертизы ввиду отсутствия правового регулирования порядка проведения экспертизы в тот период времени.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в материалах дела паспорта на "Дом жилой" и учётной карточки на данный объект само по себе не отменяет историко-архитектурную ценность объекта и не является обстоятельством, свидетельствующим о несоблюдении процедуры постановки памятника на учёт, поскольку установленные по делу обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правомерный вывод о доказанности соблюдения процедуры при решении вопроса об отнесении названного объекта к объектам культурного наследия.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест-2006" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.