Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования Крючковского С.В. на вступившие в законную силу решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 ноября 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 15 декабря 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении неустановленного лица,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполнявшего обязанности Камчатского межрайонного природоохранного прокурора от 7 сентября 2021 года в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административных правонарушениях по части 4 статьи 8.13 и части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принято решение о проведении административного расследования. Для производства административного расследования дело передано в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования.
Определением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования Крючковского С.В. от 19 октября 2021 года постановление прокурора от 7 сентября 2021 года возвращено в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру для устранения недостатков.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 15 декабря 2021 года, определение государственного инспектора отменено, материалы дела возвращены в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Крючковский С.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе иных вопросов выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Как следует из материалов дела, Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по факту сброса нефтепродуктов через дождевую (ливневую) канализацию в акваторию "адрес".
В ходе проведения проверки было установлено, что в водоохранной зоне "адрес" в районе причала "данные изъяты" 31 августа 2021 года выявлен сброс нефтепродуктов в природный ручей "данные изъяты" через дождевую ливневую канализацию, водоотводящие лотки которой проходят под дорожным полотном автодороги на "адрес" от автобусной остановки "данные изъяты" до вышеуказанного ручья, а затем с его загрязненными водами впадают в акваторию бухты "данные изъяты".
7 сентября 2021 года исполнявшим обязанности Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхером А.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица. Для производства административного расследования дело передано в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования.
Определением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования от 19 октября 2021 года постановление прокурора от 7 сентября 2021 года на основании части 3 статьи 28.8, статьи 29.1, пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращено в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру для устранения недостатков, с указанием на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не может быть вынесено в отношении неустановленного лица
Отменяя определение старшего государственного инспектора Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования от 19 октября 2021 года, судья городского суда указал, что само по себе отсутствие на момент обнаружения (установления) уполномоченным должностным лицом (прокурором) данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сведений о конкретном лице, в чьих действиях (бездействиях) усматривается такое событие, не является препятствием для возбуждения дела об административном правонарушении о нарушении законодательства в областях, указанных в части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такие сведения подлежат установлению в рамках проведения административного расследования. В случае не установления сведений о конкретном лице в результате проведения необходимых процессуальных действий указанное может являться основанием для последующего прекращения производства по делу в соответствии с частью 6 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае постановление прокурором было вынесено в соответствии с требованиями пункта 4 части 4 статьи 28.1, статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и все необходимые данные, отнесённые законодателем к обязательным в силу положений части 3 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении прокурора указаны.
Таким образом, судья городского суда пришёл к выводу о том, что возвращение в прокуратуру постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования на основании части 3 статьи 28.8, пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным, так как указанные положения могут быть применены к случаям вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке части 2 статьи 28.4 названного Кодекса.
С указанными выводами судьи городского суда согласился судья краевого суда.
Доводы жалобы были предметом проверки судьи краевого суда, правильности состоявшихся по настоящему делу обстоятельств не опровергают, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте.
Вопреки доводам жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьёй 28.7 названного Кодекса.
В силу статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 28.2 настоящего Кодекса, в том числе сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (часть 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 3 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Таким образом, правовых оснований для возвращения прокурору постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования у должностного лица административного органа не имелось, поскольку приведённые в определении ссылки на нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие направление на рассмотрение дела об административном правонарушении и подготовку к рассмотрению дела, не подлежат применению на стадии получения направленных прокурором материалов для проведения административного расследования.
Оснований не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций, изложенными в соответствующих судебных актах, не имеется, они сделаны с учётом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 ноября 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 15 декабря 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении неустановленного лица, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования Крючковского С.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.