Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу главного редактора информационного агентства "Камчатский регион" Ш. В.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра здравоохранения Камчатского края Кузьмина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Петропавловск-Камчатского судебного участка Камчатского края от 21 октября 2021 года министр здравоохранения Камчатского края Кузьмин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2022 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра здравоохранения Камчатского края Кузьмина А.В. прекращено на основании статьи 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, главный редактор информационного агентства "Камчатский регион" Ш. В.Ю. просит отменить вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи городского суда, оставив в силе постановление мирового судьи.
Кузьмин А.В. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возражений на данную жалобу не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерный отказ в предоставлении гражданину или организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное её предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Абзацем 2 статьи 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1) установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
На основании статьи 39 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Статьёй 40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 установлен семидневный срок на предоставление запрашиваемой информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главным редактором информационного агентства "Камчатский регион" Ш. В.Ю. в адрес Министерства здравоохранения Камчатского края посредством факсимильной связи был направлен запрос по вопросу предоставления информации, связанной с принудительным доставлением и госпитализацией Ш. В.Ю. в медицинские учреждения и выставления постов охраны у палат, проведения ПЦР-тестирования, направления органом здравоохранения документов в полицию, предоставления заверенных копий документов и их подлинников для ознакомления.
ДД.ММ.ГГГГ министром здравоохранения Камчатского края Кузьминым А.В. в адрес Ш. В.Ю... был подписан ответ об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, поскольку она не относится к деятельности государственного органа, фактически является обращением, в связи с чем указанные сведения подпадают под действие Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и срок ответа на обращение составляет 30 дней со дня его регистрации. Кроме того, вопросы, поставленные в пунктах 3-10, относятся к компетенции специализированных медицинских учреждений, соответственно Ш. В.Ю. следовало направить запросы в указанные учреждения. Согласно имеющемуся в материалах дела списку простых почтовых отправлений на франкировку от ДД.ММ.ГГГГ N и квитанции указанный ответ был принят в отделении почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Главный редактор информационного агентства "Камчатский регион" Ш. В.Ю, усмотрев несоблюдение законодательства должностным лицом Министерства здравоохранения Камчатского края при рассмотрении его запроса, ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Камчатского края с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении министра здравоохранения Камчатского края Кузьмина А.В.
По результатам разрешения дела мировой судья пришёл к выводу о наличии в деянии министра здравоохранения Камчатского края Кузьмина А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и признал указанное лицо виновным в его совершении с назначением административного наказания.
Отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу, судья городского суда пришёл к выводу о том, что ответ на обращение Ш. В.Ю. дан в пределах установленного семидневного срока, пропуск срока направления ответа незначительный (один день), в результате совершения административного правонарушения негативных последствий не наступило, поскольку потерпевший фактически получил ответ на запрос и признав указанные обстоятельства исключительными, применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободив министра здравоохранения Камчатского края Кузьмина А.В. от административной ответственности, предусмотренной статьёй 5.39 названного Кодекса, в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Не согласиться с выводами судьи городского суда, изложенными в обжалуемом судебном акте, оснований не имеется.
В настоящей жалобе заявитель просит об отмене решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2022 года, оценивая имеющиеся доказательства, и трактуя нормы права, указывает на наличие вины Кузьмина А.В. в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем указанные доводы основанием для отмены обжалуемого решения не являются.
Вопреки доводам жалобы, обжалуемый судебный акт вынесен без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, и с выводами судьи, изложенными в судебном решении, с учётом обстоятельств конкретного дела, следует согласиться.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.
Кроме этого следует учесть, что в соответствии со статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектом пересмотра являются вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Приведённая правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осуждённого (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В целях реализации данного подхода в пункте 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращения дела на новое рассмотрение лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закреплённых в статье 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, которые могут истечь и на дату вынесения решения.
Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре решения судьи районного (городского) суда, решения судьи вышестоящего суда и сделанных в этих решениях выводов не может не учитывать действие статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи относительно правовой квалификации действий (бездействия), однако он не вправе этого делать, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истёк.
При таких обстоятельствах истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьёй районного (городского) и вышестоящего суда.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Кузьмина А.В. к административной ответственности истёк, возможность правовой оценки действий данного лица в силу закона отсутствует.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра здравоохранения Камчатского края Кузьмина А.В, оставить без изменения, жалобу главного редактора информационного агентства "Камчатский регион" Ш. В.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.