Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. главы администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Алпеевой Н.В. на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 25 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края об оспаривании постановления и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным постановления от 28 апреля 2021 года N 268 "О внесении изменений в постановление администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" от 13 августа 2020 года N 488" в части установления сроков расселения граждан и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, "адрес", возложении обязанности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в указанное постановление, установив срок расселения граждан из многоквартирного дома до 1 декабря 2021 года, срок сноса многоквартирного дома - до 1 февраля 2022 года.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что многоквартирный дом по адресу: "адрес" находится в аварийном состоянии, его дальнейшая эксплуатация создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем, установленные администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" сроки расселения граждан и сноса многоквартирного дома не являются разумными.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 25 июня 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены, постановление администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 28 апреля 2021 года N 268 "О внесении изменений в постановление администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" от 13 августа 2020 года N 488" в части установления сроков расселения граждан и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, "адрес", признано незаконным; на администрацию городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления данного решения в законную силу внести изменения в указанное постановление, установив срок расселения граждан из многоквартирного дома до 1 декабря 2021 года, срок сноса многоквартирного дома до 1 февраля 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 25 июня 2021 года отменено в части установления срока сноса многоквартирного дома, в указанной части принято новое решение, которым административный иск прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края к администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края об установлении срока сноса многоквартирного дома оставлен без удовлетворения, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
9 февраля 2022 года и.о. главы администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Алпеевой Н.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что срок расселения граждан из многоквартирного дома установлен с учетом необходимости проведения процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, установление срока расселения по требованию прокурора приведет к невозможности исполнения муниципального правового акта.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, "адрес", находится в аварийном состоянии, техническое состояние конструкций дома создает реальную угрозу причинения вреда здоровью и жизни проживающих в многоквартирном доме граждан, в связи с чем, исходя из того, что установленные административным ответчиком сроки расселения граждан (25 декабря 2025 года) и сноса многоквартирного дома (25 сентября 2026 года) являются неразумными, удовлетворил заявленные прокурором требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что установленный срок расселения граждан из аварийного многоквартирного дома не является разумным, влечет нарушение прав и законных интересов приживающих в доме и неопределенного круга лиц, вместе с тем указал, что требование о внесении изменений в постановление в части срока сноса многоквартирного дома не подлежит удовлетворению, поскольку определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным, является компетенцией органа местного самоуправления, и прокурором не подтверждено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате установления в оспариваемом постановлении такого срока.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, поскольку данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков сноса дома.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 3.12 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Представленным в материалы дела заключением ООО "Независимая экспертиза и оценка" от 27 февраля 2020 года подтверждается, что спорный многоквартирный жилой дом по своему техническому состоянию является аварийным; в конструктивных элементах имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта; физический износ конструкций жилого дома составляет не менее 65-70%; существует угроза для жизни и здоровья людей.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленный органом местного самоуправления срок для отселения жильцов аварийного многоквартирного дома не может быть признан разумным, определен произвольно без учета выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов спорного многоквартирного дома, администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края не представлено.
Несогласие административного ответчика с оценкой исследованных судами доказательств и выводами судебных инстанций основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не является и не свидетельствует о допущенных судами нарушениях, которые привели к неправильному разрешению дела, поэтому кассационная жалобы не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 25 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.