Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Семенова А.Е. и Семеновой Н.В. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании распоряжения о сносе самовольной постройки.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенов А.Е. и Семенова Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным и отмене распоряжения от 22 апреля 2020 года N 577р о сносе самовольной постройки.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок и расположенное на нем здание по адресу: "адрес". К указанному объекту возведена пристройка, часть которой находится на самовольно занятом земельном участке.
31 января 2020 года им выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 25 января 2021 года. С целью оформления прав на самовольно занятый земельный участок они обратились с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа. Решением комиссии, полученным 22 марта 2021 года, в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 22 апреля 2020 года N 577р о сносе самовольной постройки.
С данным распоряжением они не согласны, считают его незаконным, поскольку распоряжение было вынесено в период действия предписания от 31 января 2020 года и до истечения срока его исполнения.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2022 года, административный иск Семенова А.Е. и Семеновой Н.В. удовлетворен частично, распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 22 апреля 2020 года N 557р "О принятии решения о сносе самовольной постройки объекта "Одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес"" признано незаконным, на Окружную администрации г. Якутска возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административных истцов путем отмены вышеуказанного распоряжения.
15 марта 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель указывает, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления права административных истцов не нарушает, поскольку обязывает их снести объект самовольной постройки в срок до трех месяцев со дня истечения срока, установленного предписанием от 31 января 2020 года. Вместе с тем, никаких действий в установленные сроки для устранения нарушений законодательства и оформления прав на самовольное строение заявители не произвели.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что Семенову А.Е. и Семеновой Н.В. принадлежит на праве совместной собственности земельный участок с кадастровым номером 14:36:107036:280, площадью 781 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - под торговый комплекс.
31 января 2020 года муниципальным инспектором городского округа "город Якутск" управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска выдано Семенову А.Е. предписание N 14/вн.пл-2020 об устранении нарушений земельного законодательства, выразившихся в самовольном занятии земельного участка площадью 1215 кв.м, в срок до 25 января 2021 года.
На основании протокола заседания комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа "город Якутск" от 26 февраля 2020 года N 03-20 Окружной администрацией г. Якутска 22 апреля 2020 года издано распоряжение N 557р о сносе самовольной постройки объекта "Одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес"", Семенову А.Е. и Семеновой Н.В. предписано снести объект самовольной постройки в срок до 3-х месяцев со дня истечения срока, установленного предписанием управления муниципального контроля N 14/вн-пл-2020 от 31 января 2020 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, восстановил административным истцам пропущенный срок обжалования распоряжения от 22 апреля 2020 года N 557р, и, исходя из того, что данный правовой акт создал административным истцам препятствия для исполнения предписания контрольного органа путем оформления прав на самовольно занятый земельный участок, для чего было подано заявление о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала, в удовлетворении которого было отказано в связи с наличием решения органа местного самоуправления о сносе объекта, пришел к выводу о незаконности распоряжения.
Данные выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Согласно части 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По правилам части 2 указанной статьи орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения, в том числе от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Из протокола заседания комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа "город Якутск" от 26 февраля 2020 года N 03-20 следует, что по адресу: "адрес" были выявлены два объекта самовольного строительства, о чем были направлены соответствующие уведомления управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска: 1) пристрой к нежилому зданию по "адрес", часть которого расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в отношении данного объекта комиссией принято решение об обращении в суд с исковым заявлением о сносе самовольной постройки; 2) одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес", расположенный на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в отношении данного объекта комиссией принято решение о сносе самовольной постройки.
Решения, принятые по результатам заседания комиссии по сносу самовольных построек на территории городского округа "город Якутск", были реализованы путем принятия Окружной администрацией г. Якутска распоряжения от 22 апреля 2020 года N 557р о сносе самовольной постройки объекта "Одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес"". Материалы дела не содержат сведений об обращении Окружной администрации г. Якутска с иском о сносе другой самовольной постройки - объекта "Пристрой к нежилому зданию по "адрес"". Имеются сведения об обращении в суд с иском об освобождении самовольно занятого земельного участка, который определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2020 года оставлен без рассмотрения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции необоснованно указал, что органом местного самоуправления был осуществлен выбор одного из указанных в части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации действий путем обращения в суд с иском о сносе самовольной постройки - одноэтажного объекта вблизи нежилого здания по "адрес". Материалы дела доказательств обращения Окружной администрации г. Якутска с таким иском в суд не содержат.
Учитывая признаки выявленной самовольной постройки - одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес", у Окружной администрации г. Якутска имелись полномочия и предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для принятия решения о сносе такой постройки.
Также является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение создало административным истцам препятствия для выполнения предписания от 31 января 2020 года и оформления прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка.
По материалам дела комиссия по сносу самовольных построек на территории городского округа "город Якутск" на своем заседании 26 февраля 2020 года рассматривала вопрос в отношении объекта - одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес" на основании служебной записки от 6 февраля 2020 года с приложением уведомления о выявлении самовольной постройки, поступивших из управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска.
4 марта 2021 года на заседании рабочей группы по разработке и внесению изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа "город Якутск" рассматривалось заявление Семеновой Н.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа, в удовлетворении которого отказано со ссылкой на распоряжение от 22 апреля 2020 года N 557р.
Вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение о сносе самовольной постройки, принятое до истечения срока исполнения предписания от 31 января 2020 года, создало административным истцам препятствия для реализации права на приобретение земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, не соответствует положениям части 7 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или в орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Следовательно, заявление административных истцов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в части территории, в границах которой расположена самовольная постройка, направленное после поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки, не подлежало рассмотрению в силу прямого указания закона.
Таким образом, поскольку распоряжение "О принятии решения о сносе самовольной постройки объекта "Одноэтажный объект вблизи нежилого здания по "адрес"" от 22 апреля 2020 года N 557р Окружной администрацией г. Якутска принято в пределах полномочий данного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка, при наличии основания для его принятия, по своему содержанию оспариваемое распоряжение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для вывода о нарушении данным правовым актом прав и законных интересов административных истцов и, соответственно, для удовлетворения административного иска.
Учитывая, что судами при рассмотрении настоящего дела допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает возможным отменить состоявшиеся по делу судебные акты и, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Семеновым А.Е. и Семеновой Н.В. административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Семенова А.Е. и Семеновой Н.В. о признании незаконным и отмене распоряжения Окружной администрации "адрес" от 22 апреля 2020 года N 557р отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.