Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска Протодьяконовой А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Готовцевой Л.И. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Готовцева Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным заключения комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" от 24 июня 2021 года N ПЗЗ/06/24-21 в части пункта 12, которым отказано во внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", имеющего вид разрешенного использования: для строительства дачи, для иного использования. Оспариваемым заключением комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" ей отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов в отношении земельного участка в части перевода его из территориальной зоны Л-1 в зону для индивидуального жилищного строительства Ж-2А со ссылкой на противоречие Генеральному плану городского округа "город Якутск". Данное решение она считает незаконным, поскольку земельный участок фактически расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, лесных насаждений не имеет.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Готовцевой Л.И. отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого заключения комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок правильно отнесен к территориальной зоне Л-1, доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок не может использоваться эффективно в соответствии с видом разрешенного использования, не представлено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Готовцевой Л.И. удовлетворено, заключение комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" от 24 июня 2021 года N ПЗЗ/06/24-21 в части отказа в удовлетворении заявления Готовцевой Л.И. о внесении изменений в карту территориальных зон (градостроительного регулирования) в отношении земельного участка с кадастровым N признано незаконным, на комиссию по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Готовцевой Л.И. от 5 февраля 2021 года.
15 марта 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Протодьяконовой А.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022 года со ссылкой на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Готовцевой Л.И. требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями земельного и градостроительного законодательства и исходя из того, что согласно правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск" земельный участок с кадастровым N расположен двух территориальных зонах Ж-2А и Л-1, по проекту межевания территории и проекту планировки территории кварталов "Птицевод", "Речевая школа" городского округа г. Якутск, утвержденным распоряжением главы городского округа "город Якутск" от 8 августа 2017 года N 1302р, учтен для индивидуального жилищного строительства, а Генеральным планом г. Якутска отнесен к территории застройки сезонного проживания, что препятствует осуществлению прав и законных интересов Готовцевой Л.И, как собственника земельного участка, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа во внесении изменений в карту территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 части 2 указанной статьи основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Как следует из материалов дела, Готовцевой Л.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости - для строительства дачи, для иного использования.
2 февраля 2021 года Готовцева Л.И. обратилась в департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в виде перевода земельного участка с кадастровым N из территориальной зоны Л-1 (зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков) в зону Ж-2А (для индивидуального жилищного строительства).
24 июня 2021 года комиссией по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" Готовцевой Л.И. отказано в удовлетворении заявления в связи с его несоответствием Генеральному плану городского округа "город Якутск".
Между тем согласно представленным Окружной администрацией г. Якутска сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Правилами землепользования и застройки г. Якутска земельный участок с кадастровым номером 14:36:108045:95 отнесен одновременно к двум территориальным зонам Ж-2А и Л-1, Генеральным планом г. Якутска территория, в границах которой расположен принадлежащий административному истцу земельный участок, отнесена к функциональной зоне застройки сезонного проживания, по проекту планировки и проекту межевания территории кварталов "Птицевод", "Речевая школа" городского округа "город Якутск, утвержденным распоряжением главы городского округа "город Якутск" от 8 августа 2017 года N 1302р, земельный участок с кадастровым N предусмотрен для индивидуального жилищного строительства.
Указанные обстоятельства, в том числе, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования свидетельствуют о неопределенности его правового режима, что создает препятствия для осуществления административным истцом своих прав и законных интересов, как собственника земельного участка, и эффективного его использования.
Вопреки положениям частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допустимыми доказательствами обоснованность принятого решения административным ответчиком не подтверждена.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, выводы суда доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются, основания, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.