Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" Оленникова В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 января 2022 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" к Государственной инспекции труда в Сахалинской области, государственному инспектору труда (по охране труда) Фомичевой А.В. об оспаривании действий по проведению проверки, признании незаконными акта проверки и предписания.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Сахалинской области, государственному инспектору труда (по охране труда) Фомичевой А.В. о признании незаконными действий по проведению внеплановой документарной проверки, акта проверки от 20 мая 2021 года N 65/5-597-21-ПВ/12-1648-И/114 и предписания об устранении выявленных нарушений от 20 мая 2021 года N 65/5-597-21-ПВ/12-1649-И/114.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в отношении ФКУ "ОСК ВВО" государственной инспекцией труда проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результатам которой составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушениях. Считает, что акт проверки и предписание являются незаконными, поскольку при проведении проверки не были соблюдены требования Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: распоряжение о проведении проверки ФКУ "ОСК ВВО" не вручалось и не направлялось, проверка проведена в отсутствие законного представителя юридического лица, фактически проверка проведена в отношении пункта отбора на военную службу по контракту (2 разряда) Восточного военного округа (г. Южно-Сахалинск), не наделенного статусом юридического лица, акт проверки не соответствует требованиям закона и был вручен лицу, не уполномоченному на его получение, что является грубыми нарушениями. Кроме того, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875 в отношении ФКУ "ОСК ВВО" не могла быть проведена внеплановая документарная проверка. При проведении проверки не учтено, что ФКУ "ОСК ВВО" не является работодателем военнослужащих и гражданского персонала Восточного военного округа.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 6 октября 2021 года административное исковое заявление ФКУ "ОСК ВВО" удовлетворено, признаны незаконными действия государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области Фомичевой А.В. по проведению внеплановой, документарной поверки от 20 мая 2021 года, а также акт проверки и предписание от 20 мая 2021 года N 65/5-597-21-ПВ/12-1649-И/114.
Удовлетворяя административный иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 11 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875, в отношении ФКУ "ОСК ВВО", как организации, подведомственной федеральному органу власти в области обороны, не могла быть проведена внеплановая документарная проверка, поэтому организация такой проверки в отношении специального субъекта и результаты ее проведения не могут быть признаны законными.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 января 2022 года решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 6 октября 2021 года в части признания незаконными действий государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области Фомичевой А.В. по проведению внеплановой документарной проверки от 20 мая 2021 года, признания незаконным акта проверки Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20 мая 2021 года отменено, в данной части принято новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
11 марта 2022 года представителем ФКУ "ОСК ВВО" Оленниковым В.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 января 2022 года и оставлении в силе решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 6 октября 2021 года.
В кассационной жалобе заявитель указывает на отсутствие правовых оснований для проведения в отношении ФКУ "ОСК ВВО" внеплановой документарной проверки, что является грубым нарушением процедуры проверки юридического лица.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущено нарушений, влекущих отмену постановленного по делу апелляционного определения.
Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 июля 2021 года, государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 2).
Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (часть 10).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ), согласно которому при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проводятся плановые проверки, внеплановые проверки: документальные либо выездные.
Согласно статье 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт, в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункт 7 части 2).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 того же Федерального закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 1 статьи 20 названного Федерального закона установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частично отменяя решение суда первой инстанции и разрешая спор по существу, апелляционный суд исходил из наличия у Государственной инспекции труда в Сахалинской области оснований для проведения в отношении ФКУ "ОСК ВВО" внеплановой проверки, а несоблюдение требований к форме ее проведения законом не отнесено к грубым нарушениям, влекущим признание результатов проверки недействительными. Также суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие в составленном по результатам проверки акте сведений о выявленных нарушениях со стороны юридического лица обязательных требований и об их характере, не влечет признание акта проверки незаконным, однако данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у государственного органа оснований для выдачи предписания, из содержания которого невозможно определить, какие именно нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, допущены лицом, которому оно выдано, в связи с чем пришел к выводу о правильности принятого судом первой инстанции решения о признании оспариваемого предписания незаконным.
Принятые по настоящему делу судебные акты, которыми предписание Государственной инспекции труда в Сахалинской области об устранении выявленных нарушений от 20 мая 2021 года N 65/5-597-21-ПВ/12-1649-И/114, выданное ФКУ "ОСК ВВО" по результатам проверки, признано незаконным, предметом кассационного обжалования не являются, поэтому в силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке в данной части не подлежат проверке.
Рассматривая административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными действий государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области Фомичевой А.В. по проведению в отношении ФКУ "ОСК ВВО" внеплановой документарной проверки от 20 мая 2021 года и акта проверки Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20 мая 2021 года N 65/5-597-21-ПВ/12-1648-И/114 правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и надлежащей оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о проведении в отношении ФКУ "ОСК ВВО" внеплановой документарной проверки в нарушение пункта 11 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875, согласно которому в отношении организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки, является несостоятельной, поскольку данное Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но не определяет основания для признания недействительными результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля.
Основанием к отмене результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), являются грубые нарушения установленных законом требований к организации и проведению проверок, исчерпывающий перечень которых приведен в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Между тем нарушение вида и формы проверки не отнесено данной нормой к грубым нарушениям и само по себе не свидетельствует о необоснованности проверки при наличии основания к ее проведению, предусмотренного частью 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, которым в данном случае явилось сообщение Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 21 апреля 2021 года в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области о выявленных условиях, ухудшающих положение работников пункта отбора на военную службу по контракту (2 разряда) Восточного военного округа (г. Южно-Сахалинск), и соблюдении установленного статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ порядка проведения проверки.
Таким образом, кассационная жалоба ФКУ "ОСК ВВО" основана на неверном толковании норм материального права, и ее доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 января 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.