Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ганькина М.С. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 января 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ганькина М.С. к Военному комиссариату Хабаровского края об оспаривании отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ганькин М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным решения от 6 сентября 2021 года об отказе в направлении его на медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной службе, возложении обязанности провести медицинское освидетельствование и определить категорию годности к военной службе в установленные законом сроки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26 августа 2021 года он обратился в Военный комиссариат Хабаровского края заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с улучшением стояния здоровья и намерением поступить на контрактную военную службу. Оспариваемым решением ему отказано в проведении медицинского освидетельствования связи с достижением 27-летнего возраста. С данным решением он не согласен, считает, что действующее законодательство не предусматривает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе и пребывающих в запасе.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 января 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Ганькина М.С. отказано.
21 марта 2022 года административным истцом Ганькиным М.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 4 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, регулирующих порядок прохождения медицинского освидетельствования лицом, освобожденным от призыва на военную службу и зачисленным в запас, имеющим намерение поступить на военную службу по контракту.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами нижестоящих инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ганькин М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением призывной комиссии Комсомольского района Хабаровского края от 22 ноября 2004 года признан по состоянию здоровья ограниченно годным к военной службе с установлением категории "В", освобожден от призыва с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
26 августа 2021 года Ганькин М.С. обратился в военный комиссариат с заявлением о направлении его на повторное медицинское освидетельствование в связи с изменением состояния здоровья и намерением поступить на военную службу по контракту.
Ответом военного комиссара Комсомольского и Солнечного районов, района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 6 сентября 2021 года N 2/4967 Ганькину М.С. сообщено об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с тем, что его возраст превышает 27 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 84 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, пришел к выводу о законности оспариваемого решения, указав, что пройти медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе вправе гражданин в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденный от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, а в данном случае возраст Ганькина М.С. превысил 27 лет.
Между тем судами при разрешении настоящего административного дела не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно пункту 1 статьи 34 названного Федерального закона контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане, в том числе, пребывающие в запасе. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет (пункт 2).
Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту, установлены статьей 33 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 указанной нормы гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями (пункт 2).
В соответствии с пунктом 24 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, организация освидетельствования граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, возлагается на военно-врачебные комиссии военных комиссариатов муниципальных образований.
Абзацем третьим пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлено, что отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, и кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Соответствующее Положение о порядке прохождения военной службы утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
Порядок отбора кандидатов из числа граждан (иностранных граждан) на военную службу по контракту регулируется статьей 5 Положения, который предусматривает в числе мероприятий по отбору проведение медицинского освидетельствования кандидата в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Таким образом, нормы действующего законодательства, регулирующие порядок поступления на военную службу по контракту, не содержат запрета на проведение медицинского освидетельствования гражданина для определения его годности к военной службе, ранее освобожденного от призыва на военную службу в связи с признанием ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленного в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, если возраст такого гражданина превысил 27 лет, в случае, если он изъявил желание поступить на военную службу в добровольном порядке (по контракту).
Данное обстоятельство не является препятствием для обращения такого лица с заявлением о рассмотрении его кандидатом для поступления на военную службу по контракту и законом в качестве основания для отказа в рассмотрении заявления и проведения мероприятий процедуры отбора не предусмотрено.
При таких обстоятельствах тот факт, что Ганькин М.С. зачислен в запас, военная служба им не была пройдена по состоянию здоровья, и его возраст превысил 27 лет, не являются препятствием для проведения повторного медицинского освидетельствования административного истца.
Вопреки выводам судов положения пункта 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и абзаца первого пункта 84 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, которые предоставляет право лицам в возрасте с 18 до 27 лет, освобожденным от призыва на военную службу, добровольно пройти медицинское освидетельствование и при положительном результате исполнить свой конституционный долг посредством призыва на военную службу, во взаимосвязи с вышеприведенными нормами не препятствует пройти медицинское освидетельствование Ганькину М.С, зачисленному в запас, поскольку приведенные положения имеют отношение к призыву на военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
При таком положении состоявшиеся по настоящему делу судебные акты нельзя признать незаконными и обоснованными.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов административного истца, считает необходимым их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Ганькиным М.С. административных исковых требований.
Признать решение ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края", выраженное в письме Военного комиссариата Комсомольского и Солнечного районов, района им. Полины Осипенко Хабаровского края от 6 сентября 2021 года N 2/4967, об отказе Ганькину М.С. в проведении повторного медицинского освидетельствования незаконным.
Возложить на ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" повторно рассмотреть заявление Ганькина М.С. от 30 августа 2021 года о проведении его медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе по контракту в установленные законом порядке и сроки.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.