Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УФСИН России по Камчатскому краю Беливской Н.В. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 6 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 января 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Запороцкого Н.А. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Запороцкий Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, возложении обязанности устранить допущенное нарушение и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вопреки установленным нормам материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы административный ответчик не выдавал ему пантолеты литьевые (резиновые тапочки) для бани, чем нарушены его права.
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 10 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Камчатскому края и Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 6 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 января 2022 года, административные исковые требования Запороцкого Н.А. удовлетворены, признаны несоответствующими требованиям закона условия содержания Запороцкого Н.А. в период с 2 сентября 2021 года по 6 октября 2021 года в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Запороцкого Н.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1500 рублей, на администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю возложена обязанность устранить нарушения прав осужденного Запороцкого Н.А. на обеспечение пантолетами литьевыми в срок до 1 ноября 2021 года.
4 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя УФСИН России по Камчатскому краю Беливской Н.В, поданная 24 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе Запороцкому Н.А. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы представитель административного ответчика ссылается на то, что административный истец не был обеспечен литьевыми пантолетами по причине отсутствия их на складе, в настоящее время осужденный обеспечен по норме положенности. При этом с жалобами по вопросу обеспечения данным вещевым довольствием Запороцкий Н.А. не обращался, каких-либо негативных последствий для осужденного в результате оспариваемого бездействия не наступило, а взысканный судом размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены. Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приложением N 1 к приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" установлены нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режима и колониях-поселениях (Норма N 1), в соответствии с которым данным лицам выдаются, в том числе, пантолеты литьевые с периодичностью один раз в три года.
Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен приложением N 3 к указанному приказу.
Согласно данному порядку выдача вещевого довольствия осужденным осуществляется в день прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону и в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4).
Приложением N 6 к приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 предусмотрено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности (пункт 1); пантолеты литьевые разрешается носить в помещениях отрядов, при принятии водных процедур, а также при проведении банно-прачечных мероприятий.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что Запороцкий Н.А. за время отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю не был обеспечен по установленным нормам предметом вещевого довольствия в виде литьевых пантолет, пришли к выводу, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении права осужденного на надлежащие условия его содержания в исправительном учреждении, что является основанием для возложения на исправительное учреждение обязанности устранить допущенное нарушение и взыскания компенсации в пользу осужденного.
Данные выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Присужденная Запороцкому Н.А. судом сумма компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является соразмерной допущенным нарушениям, соответствует принципу разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства, поэтому доводы УФСИН России по Камчатскому краю о завышенном размере компенсации подлежат отклонению.
Утверждение в кассационной жалобе на то, что административный истец не был обеспечен пантолетами в связи с отсутствием их на складе, не обращался с жалобами на не выдачу ему данных предметов вещевого довольствия, не может быть принято во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают исправительное учреждение от обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных в соответствии с установленными нормами и порядком такого обеспечения.
Доводы административного ответчика об обеспечении в настоящее время Запороцкого Н.А. пантолетами литьевыми также не влекут отмену принятых по делу судебных актов и не свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия и соблюдении условий содержаний осужденного в исправительном учреждении. Данные действия исправительного учреждения фактически направлены на исполнение решения суда в части устранения допущенных нарушений прав административного истца.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судами не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на правильность разрешения административного спора, выводы, изложенные в принятых по делу судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 6 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.