Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кравченко А.И, судей Аноприенко К.В, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Артемовского городского округа Приморского края об оспаривании решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Артемовского городского суда Приморского края от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 ноября 2021 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Артемовского городского округа об оспаривании решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет муниципальной службы. Порядок выплаты пенсии был установлен на основании решения Думы Артемовского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в указанное решение были внесены изменения, в соответствии с которыми была принята иная методика расчета пенсии. Вместе с тем, при расчете ей пенсии новая методика не применяется, что лишает ее права на получение справедливого пенсионного обеспечения. Она обращалась в администрацию "адрес" с требованием произвести перерасчет по новому порядку, однако в удовлетворении требований ей было отказано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в расчете муниципальной пенсии согласно действующему порядку; возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность в течение 30 дней с даты вступления решения суда в силу определить размер, подлежащей выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разделом 2 приложения 1 "Размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Артемовского городского округа", утвержденным в новой редакции решением Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Артемовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального права. Считает, что поскольку правоотношения по выплате пенсии носят длящийся характер, решение Думы Артемовского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающее новую методику расчета пенсии за выслугу лет муниципальной службы, подлежит распространению и на нее. Несмотря на то, что вопрос перерасчета пенсии муниципальным законодательством не урегулирован, новая методика расчета должна применяться, независимо от времени назначения пенсии за выслугу лет, в противном случае будут нарушены принципы равенства и справедливости.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г..N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от 26 февраля 2015 года N 435, с учетом изменений, внесенных решением Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N 343, и исходил из того, что пенсия за выслугу лет муниципальной службы является дополнительным пенсионным обеспечением муниципальных служащих, осуществляемым за счет средств муниципального бюджета, при этом правовое регулирование данного вида пенсионного обеспечения отнесено к компетенции органов местного самоуправления и обеспечивается за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они, с учетом бюджетных возможностей, вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии. ФИО1 пенсия назначена в 2015 году, и исчислена в соответствии с Положением об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N, в редакции действующей на момент ее назначения.
Возможность перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Артемовского городского округа предусмотрен Положением только в двух случаях: в связи с увеличением продолжительности стажа муниципальной службы, с учетом которого определяется размер пенсии, и в случае замещения должностей муниципальной службы не менее 12 полных месяцев с более высоким окладом денежного содержания. Порядок расчета пенсии за выслугу лет муниципальной службы в Артемовском городском округе, действующий с ДД.ММ.ГГГГ применяется в отношении муниципальных служащих, вышедших на пенсию после вступления в силу решения Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N 343, таким образом, правовых оснований для перерасчета пении истцу не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведенным в решении правовым обоснованием, отклонив апелляционную жалобу истца.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В силу части 2статьи 14 закона Приморского края от 04.06.2007 N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих определяются муниципальными правовыми актами.
Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещающих должности муниципальной службы в Артемовском городском округе, условиях пенсионного обеспечения установлены в Положении об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа; Положении о назначении и выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим Артемовского городского округа, имеющим стаж муниципальной службы не менее 25 лет и уволившимся с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в решение Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N, в новой редакции изложен раздел 2, изменяющей порядок определения размера пенсии за выслугу лет при ее назначении.
При этом абзацем 2 п.3.8 Положения предусмотрено, что расчет и назначение пенсии муниципального служащего устанавливается в соответствии Порядком, действующим на момент ее назначения.
Принимая во внимание приведенное нормативное регулирование, учитывая, что пенсия за выслугу лет муниципальной службы истцу была назначена ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Положением, в редакции действовавшей на момент ее назначения, правовых оснований для распространения на нее порядка определения размера пенсии за выслугу лет, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, суды не усмотрели.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Доводы истца об ущемлении ее пенсионных прав в ходе рассмотрения настоящего дела не нашли своего подтверждения. Какие-либо расчеты в подтверждение того, что в соответствии с действующим в настоящее время Порядком расчета, пенсия за выслугу лет муниципальной службы, назначенная ФИО1 изменилась бы в сторону увеличения, не представлены.
В силу пункта 2.11 Положения, размер пенсий за выслугу лет муниципальных служащих Артемовского городского округа индексируются при увеличении размера должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с решением Думы Артемовского городского округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, оснований полагать, что при равных значениях достижений на муниципальной службе, включая продолжительность стажа, составляющих частей денежного содержания муниципального служащего и иных выплат, а также ограничений, учитываемых при расчете пенсии, не применение нового порядка определения размера пенсии лишает истца возможности получения пенсии в большем размере, и такая дифференциация пенсионного обеспечения не обусловлена различиями правового характера, не имеется.
Принимая во внимание, что возможность перерасчета пенсии должна быть регламентирована соответствующими нормативно-правовыми актами, мнение истца о том, что ответчик безусловно обязан произвести перерасчет назначенной ей ранее пенсии в соответствии с ныне действующим Порядком, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения, пенсии за выслугу лет муниципальных служащих пересчитываются при увеличении должностных окладов муниципальных служащих по соответствующим должностям муниципальной службы.
Предусмотренное в Положении условие о том, что расчет и назначение пенсии муниципального служащего устанавливается в соответствии с Порядком, действующим на момент ее назначения (п.3.8) в порядке административного судопроизводства не оспорено, муниципальный правовой акт является действующим.
Органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчет.
Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальной службы выплачивается дополнительно к установленной в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховой пенсии, само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления пенсий за выслугу лет и ее размера не может рассматриваться как ухудшающее положение истца и нарушающее его право на пенсионное обеспечение.
Иная точка зрения заявителя на то, как должно было быть разрешено дело, иное толкование автором кассационной жалобы положений действующего законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.