Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьевой О.В, судей Наконечной Е.В, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вильямовой ФИО6 к Межрайонной ИФНС России N7 по Амурской области УФНС России по Амурской области о взыскании денежных средств, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N7 по Амурской области на решение Сковородинского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 октября 2021 года
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
установила:
Вильямова Н.В. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 7 по Амурской области в отделе камеральных проверок N 2 в "данные изъяты" с 21 июля 2008 года. Согласно Плану проведения мероприятий по прекращению работы малоэффективных территориально-обособленных рабочих мест Межрайонных ИФНС России N 2, 3, 4, 5, 6, 7 по Амурской области, доведенному письмом УФНС России по Амурской области от 7 октября 2020 года N 05-35/1/017260@, с 15 января 2021 года её должность была сокращена, её уволили. При увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 80, 5 календарных дней и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, однако, размер этих выплат является заниженным, поскольку не учтены полученные истицей в 2020 году средства материального стимулирования. Недоплата составила в общей сумме 127 874 рублей 33 копейки, в том числе, недоплата компенсации за неиспользованный отпуск - 47 278 рублей 64 копеек и недоплата четырехмесячного денежного содержания - 80 595 рублей 69 копеек. Действиями ответчика по невыплате денежных сумм, причитающихся работнику при сокращении, нарушены права истицы, в связи с чем ей причинен моральный вред.
В своих исковых требованиях Вильямова Н.В. просила суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Амурской области в её пользу: компенсацию при увольнении в связи с ликвидацией в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 595 рублей 69 копеек; компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 47 278 рублей 64 копейки, проценты за просрочку выплат в размере 4 932 рублей, государственную пошлину в размере 3 757 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Амурской области в пользу Вильямовой Н.В. взысканы: сумма недоплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 80 595 рублей 69 копеек, сумма недоплаты за неиспользованный отпуск в размере 47 278 рублей 64 копейки, денежная компенсация за нарушение сроков причитающихся выплат (по ст. 236 ТК РФ) в размере 4 932 рубля, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N7 по Амурской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N7 по Амурской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений суда первой и апелляционной инстанции, как не соответствующих нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В письменном отзыве Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области полагает кассационную жалобу обоснованной.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Федеральной налоговой службы России N7 по Амурской области Дудка С.А, участвовавшая в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи на базе Тындинского районного суда Амурской области, поддержала доводы кассационной жалобы. Дополнительно указала на неправомерность взыскания процентов по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает решение от 27.07.2021 и апелляционное определение от 25.10.2021 подлежащими отмене в части.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что Вильямова Н.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 7 по Амурской области в должности старшего государственного налогового инспектора - референта государственной гражданской службы 1 класса с 21 июля 2008 года.
Приказом Межрайонной ИФНС России N 7 N12-к от 12 января 2021 года по Амурской области она уволена с государственной гражданской службы с 15 января 2021 года по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением обособленного структурного подразделения МИФНС России N7 по Амурской области ТОРМ N2826 по адресу г.Сковородино, ул. 60 лет СССР д.2. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск (80, 5 календарных дня).
При этом расчет денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск произведены без учета выплат дополнительного материального стимулирования, полученных истицей за период с января 2020 года по декабрь 2020 года (на основании приказов от 13 апреля 2020 года, 03 июня 2020 года, 23 сентября 2020 года, 14 декабря 2020 года Вильямовой Н.В. были выплачены средства материального стимулирования в размере 31 136 рублей, 30 749 рублей, 31 941 рубль, 27 961 рубль).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из того, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, при этом не исключается возможность учесть дополнительно выделенные средства для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при исчислении среднего заработка.
Судами подробно проанализированы и правильно применены положения статьи 51 вышеназванного закона, определяющей порядок формирования фонда оплаты труда.
Также учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" были установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (абзац 8 подпункта "р" п. 2) Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, оговоренных в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды первой и второй инстанции правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможности учесть средства, дополнительно выделяемые для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, для исчисления денежного содержания, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Установив, что такие выплаты производились истице в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов, приказов ИФНС, суды правомерно пришли к выводу о необходимости учета таких выплат при расчете среднего заработка истицы.
Также судами учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Применение такого толкования согласуется с функциями Министерства финансов Российской Федерации, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 329. Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении судами денежного содержания истца сводятся к несогласию с постановленными судебными актами, основаны на ином толковании норм материального права и не влекут их отмену в кассационном порядке.
Установив факт нарушения работодателем трудовых прав работника суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда. Судебные постановления в этой части соответствуют положениям ст. 237 ТК РФ, 1101 ГК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания процентов за задержку указанных выплат, суды не приняли во внимание, что спорные суммы ответчиком не начислялись, так как между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности расчета заработной платы без учета мер материального стимулирования и в отношении правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной правилами статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает необходимым (с учетом положений ч.2 ст.379.6 ГПК РФ) отменить обжалуемые судебные постановления в части взыскания с ответчика процентов за задержку выплат в сумме 4 932 руб. и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сковородинского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 октября 2021 года в части взыскания с МИФНС N 7 по Амурской области в пользу Вильямовой Натальи Викторовны денежной компенсации по ст. 236 Трудового кодекса РФ в размере 4 932 рубля отменить.
В этой части вынести новое решение. В удовлетворении требований Вильямовой Натальи Викторовны о взыскании денежной компенсации за просрочку выплат (по ст. 236 ТК РФ) отказать.
В остальной части решение Сковородинского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N7 по Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.