Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Кравченко А.И, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по "адрес"" к ФИО2, ФИО3, ФИО1 о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления, государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение, по кассационной жалобе ФИО3 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И,
УСТАНОВИЛА:
КГКУ "Центр социальной поддержки населения по "адрес"" обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО1 о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления, государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение.
В обоснование требований истец указал, что в связи с обращением ответчиков в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по "адрес"" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении ФИО2 выплаты в размере 2157672, 00 рублей. В соответствии с Порядком предоставления выплат, утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пр, получатель дал обязательство об освобождении вместе с членами семьи находящегося в его собственности утраченного жилого помещения по адресу: "адрес" о безвозмездном отчуждении его в муниципальную собственность. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с использованием выделенных средств социальной поддержки приобрел по договору купли-продажи жилое помещение по адресу: "адрес", тем самым реализовав свое право на жилище. Однако до настоящего времени обязательство по передаче утраченного жилого помещения по адресу: "адрес", не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ФИО2, ФИО3, ФИО1 в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу подписать договор о безвозмездной передаче органу местного самоуправления, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", провести государственную регистрацию перехода права собственности в Управлении Росреестра по "адрес".
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО3 действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что ни он, ни его несовершеннолетняя дочь, меры социальной поддержки в связи с признанием жилого дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу в результате паводка (чрезвычайной ситуации) не получили. Они, как и ФИО2 являются собственниками жилого дома по 1/3 доли в праве у каждого, таким образом, решение об изъятии у них данного дома с передачей в муниципальную собственность, без какого-либо возмещения является неправомерным. Считает, что к участию в настоящем деле должны были быть привлечены органы опеки и попечительства, поскольку спор касается принудительного лишения несовершеннолетнего ребенка его собственности.
Участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные в кассационной жалобе истца и кассационном представлении прокурора доводы заслуживающими внимания.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: "адрес", находится в общей долевой собственности ФИО3, ФИО2 и несовершеннолетней ФИО1, каждому принадлежит по 1/3 доли в праве.
В связи с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках "адрес" распоряжением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-рп на некоторых территориях "адрес", в том числе в границах "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации "адрес" N-па от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: "адрес", в котором находится квартира ответчиков, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи: ФИО2 (сын), ФИО1 (дочь) меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, но получил отказ, поскольку на момент чрезвычайной ситуации в его (ФИО3) собственности и в собственности несовершеннолетней дочери (ФИО1) имелось другое пригодное для проживания жилье.
К данному заявлению в числе иных документов было приложено обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения в названном жилом доме и о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в муниципальную собственность в 2-месячный срок со дня использования выплаты на приобретение или строительство жилого помещений.
ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации обратился ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по "адрес"" уведомило о предоставлении выплаты ФИО2 на приобретение или строительство жилого помещения в размере фактической стоимости жилого помещения, но не выше 2157672 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключен договор купли-продажи, по условиям которого, за счет выделенных средств социальной поддержки, им приобретено жилое помещение по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 направлено требование о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ подписать договор о безвозмездной передаче органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: "адрес", Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции руководствовались положениями Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. N 440-пр, и исходили из того что получение ФИО2 мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, влечет безусловную необходимость исполнения ответчиками ранее данного обязательства по освобождению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность аварийного жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правительством Хабаровского края принято постановление от 26 октября 2019 г. N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края".
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Хабаровского края следует, что граждане Российской Федерации, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Хабаровского края.
Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Хабаровского края, жилые помещения которых были утрачены, то есть были повреждены и признаны непригодными для проживания либо разрушены, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, меры социальной поддержки предоставляются в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Такая мера социальной поддержки направлена на обеспечение жильем граждан взамен принадлежавшего им на праве собственности или занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Обязательными условиями для получения названной выплаты являются: признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; отсутствие у гражданина, лишившегося жилого помещения, в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. При этом на граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченного жилого помещения и претендующих на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложено обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности таких граждан жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Возлагая на ответчиков обязанность заключить договор о безвозмездной передаче органу местного самоуправления, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", суды сослались на наличие добровольно принятого ответчиками обязательства данного ими от ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО5 в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по "адрес"" в целях получения мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.
Вместе с тем суды не учли, что во включении в Список семей, граждан, жилые помещения которых утрачены вследствие чрезвычайной ситуации вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории "адрес" ФИО5 было отказано. Меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения были предоставлены только ФИО2, по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, данное ФИО6 при обращении в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в его собственности жилого помещения в муниципальную собственность, не имеет правового значения и не могло служить достаточным основанием для принятия решения о понуждении его к заключению договора фактически направленного на лишение его и его несовершеннолетней дочери права собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное и социальное положение будет значительно ухудшено, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора учтена и применена не была.
Учитывая, что допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального повлекли принятие незаконного решения, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.