Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава УФССП МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. на вступившее в законную силу решение судьи Тамбовского областного суда от 24 января 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава УФССП МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 23 ноября 2021 года, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее также Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Тамбовского областного суда от 24 января 2022 года указанные акты отменены, а производство по данному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях управления состава административного правонарушения.
Заместитель начальника отделения - старший судебный пристав УФССП МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Иванова К.А. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой выражает несогласие с решением судьи Тамбовского областного суда от 24 января 2022 года и просит его отменить.
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и взыскатель Хитрова М.Ю. извещены в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок защитник Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Харитонова Н.О. представила свои возражения на жалобу, а Хитрова М.Ю. возражений не представила.
Изучение представленных материалов доводов жалобы заявителя и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из представленных материалов, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области постановлением должностного лица привлечено к административной ответственности в связи с неисполнением к установленному сроку (до 19 августа 2021 года) требования судебного пристава-исполнителя от 21 июля 2021 года о предоставлении Хитровой М.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании решения Октябрьского районного суда г. Тамбова от 02 апреля 2021 года после вынесения постановления от 21 июля 2021 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова, рассмотрев данное дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, с таким выводом должностного лица согласился и оставил вынесенное им постановление без изменения.
Отменяя указанные акты, судья Тамбовского областного суда, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии вины Управления в совершении административного правонарушения, т.к. этим юридическим лицом принимались достаточные меры к исполнению решения Октябрьского районного суда г. Тамбова. Кроме того, судьей было отмечено, что заявлением от 16 марта 2021 года Хитрова М.Ю. отказалась от заключения договора найма специализированного жилищного фонда на одно из предложенных ей жилых помещений, расположенных на территории "адрес" Тамбовской области и выразила желание получить жилое помещение в г. Котовске Тамбовской области.
Доводы жалобы свидетельствуют об иной оценке доказательств по делу, что само по себе не может являться основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления.
Кроме того, это вступившее в законную силу судебное решение не может быть отменено по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим, если не установлено фундаментальных нарушений процессуального закона.
Из представленных материалов не усматривается, что судьей Тамбовского областного суда были допущены фундаментальные нарушения процессуального закона.
При таких обстоятельствах пересмотр вынесенного им решения с изменением правого режима для Управления является невозможным.
Кроме того, в настоящее время истек срок давности для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
Оснований для отмены решения судьи Тамбовского областного суда, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Тамбовского областного суда от 24 января 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава УФССП МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.