Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 21 марта 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 14 марта 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу Кулыбина А.А. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 октября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Кулыбина Александра Александровича к Департаменту информационных технологий г. Москвы, начальнику управления координации деятельности Департамента Понкратовой И.И. об оспаривании действий (бездействий), ответа на обращение (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-82/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Кулыбин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту информационных технологий г. Москвы, начальнику управления координации деятельности Департамента Понкратовой И.И. о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по восстановлению его нарушенных прав, повлекшего несение им расходов на приобретение карты Тройка для поездок в суд, признании незаконными ответов начальника управления координации деятельности Департамента Понкратовой И.И. на его обращение от 19 октября 2020 года, возложении обязанности принять меры к обеспечению разблокировки его социальной карты в дни поездок в суд и возмещению расходов на проезд в суд 15 октября 2020 года и 12 ноября 2020 года.
Требования мотивировал тем, что 19 октября 2020 года он направил жалобу Мэру г. Москвы на отказ единой справочной службы Правительства Москвы, последовавший 14 октября 2020 года, в разблокировке 15 октября 2020 года его социальной карты москвича для поездки в суд для участия в рассмотрении дела, стороной которого он являлся, просил принять меры к сотруднику единой справочной службы Правительства Москвы по фактам разглашения персональной информации и воспрепятствованию его доступа к правосудию. Письмом начальника управления координации деятельности Департамента информационных технологий г. Москвы Понкратовой И.И. от 23 октября 2020 года ему отказано признавать и соблюдать конституционные положения, которыми гарантированы право на судебную защиту прав и право на участие в судебном рассмотрении дела, которые, по его мнению, не подлежат ограничению в чрезвычайных ситуациях и условиях пандемии. Непринятие мер к восстановлению его нарушенного права повлекло дальнейшее нарушение 12 ноября 2020 года.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 октября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Кулыбина А.А. отказано.
В кассационной жалобе Кулыбина А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по данным Единого реестра социальных льготников, в котором содержится информация о держателях социальной карты, на имя Кулыбина А.А. выпущена и выдана социальная карта серии N N сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года.
Действие транспортного приложения социальной карты, выданной Кулыбину А.А, было временно приостановлено с 9 октября 2020 года.
В силу постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" Департамент информационных технологий г. Москвы является органом исполнительной власти г. Москвы, уполномоченным в сфере выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт.
19 октября 2020 года на имя Мэра Москвы поступила жалоба Кулыбина А.А. на то, что единая справочная служба Правительства Москвы 14 октября 2020 года отказала ему в разблокировке социальной карты для поездки в суд 15 октября 2020 года, сославшись на наличие у него хронических заболеваний, нарушив при этом положения статей 23, 56 Конституции РФ. Просил принять меры к работникам службы по фактам разглашения персональной информации и воспрепятствования его доступа к правосудию и раскрыть источник их осведомленности о его заболеваниях.
Письмом начальника управления координации деятельности Департамента информационных технологий г. Москвы Понкратовой И.И. от 23 октября 2010 года Кулыбину А.А. дан ответ на его обращения от 7 октября 2020 года и 19 октября 2020 года по вопросу блокировки социальной карты, в котором сообщено, что в соответствии с Указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" с 9 октября 2020 года приостановлена возможность использования для бесплатного и льготного проезда транспорта приложения социальной карты для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения г. Москвы, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти г. Москвы (уполномоченных ими организаций). Указано, что в целях исполнения Указа Мэра Москвы N 68-УМ транспортное приложение социальной карты на имя Кулыбина А.А. заблокировано.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и второй инстанций исходили из того, что нарушений действующего законодательства Департаментом информационных технологий г. Москвы в отказе разблокировки транспортного приложения социальной карты Кулыбина А.А. не допущено, поскольку данный отказ был вызван необходимостью соблюдения лицами, достигшими 65 лет, ограничений, связанных с введением режима повышенной готовности, обусловленного распространением новой коронавирусной инфекции СOVID-2019, в частности, ограничения перемещения по городу.
Свои выводы нижестоящие суды обосновали положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Оснований не соглашаться с ними, подробно изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, судебная коллегия не находит.
Так, в соответствии с Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" введен режим повышенной готовности, включающий режим самоизоляции гражданами старше 65 лет, а также лиц с хроническими заболеваниями бронхо-легочной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы, онкологическими и другими заболеваниями согласно приложению к Указу, который должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах. С 26 марта 2020 года было приостановлено действие транспортных приложений социальных карт граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции. Пунктом 12.2 данного Указа в редакции от 6 октября 2020 года действие транспортного приложения социальной карты временно приостановлено с 9 октября 2020 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П, жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства. Введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционного приемлимого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлимых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. При этом обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования. Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которого государство не вправе.
При изложенных обстоятельствах, когда в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, гарантированные Конституцией Российской Федерации права на жизнь и здоровье граждан, признаваемые высшей ценностью, требуют со стороны государства, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами, в том числе перед правами на судебную защиту и личное участие в судебном рассмотрении дела, являются законными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа Департамента информационных технологий г. Москвы в разблокировке социальной карты Кулыбина А.А. с целью поездки в суд 15 октября 2020 года, а также ответа начальника управления координации деятельности Департамента информационных технологий г. Москвы Понкратовой И.И. от 23 октября 2020 года, вследствие чего - отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Следует отметить, что административный истец не был лишен возможности обратиться в суд с ходатайством об отложении судебного заседания в связи с введением Указом Мэра г. Москвы ограничений на передвижение.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении настоящего дела суды правильно применили нормы материального права, регулирующего возникшие правоотношения, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, также не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Кулыбина А.А. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кулыбина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 мая 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.