Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Байбакова М.А, судей Бибеевой С.Е. и Захаровой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Фурмановского муниципального района о возложении обязанности обеспечить жителей многоквартирных домов центральным водоотведением (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-590/2021), по кассационной жалобе Администрации Фурмановского муниципального района на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 25.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 29.11.2021, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Фурмановского муниципального района "адрес", в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил возложить на администрацию Фурмановского муниципального района обязанность обеспечить жителей многоквартирных домов "адрес" центральным водоотведением.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой по обращению жителей и на основании репортажа на сайте "Ивановоньюс" проведена проверка исполнения администрацией требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Установлено, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден рабочий проект "Разработка проектно-сметной документации на строительство сетей канализации по "адрес"". Строительство сетей канализации разделено на три этапа, два из которых в настоящее время реализовано. Реализация третьего этапа строительства планировалось в 2020 году за счет средств бюджета Фурмановского городского поселения, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета, однако решением Совета Фурмановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N бюджетные средства, ранее запланированные на строительство 3 этапа сети канализации перераспределены на другие цели, в связи с чем строительство 3 этапа сети канализации в 2020 году не начиналось. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой главе Фурмановского муниципального района и в Совет Фурмановского городского поселения направлена информация об обеспечении финансирования проекта. Во исполнение письма прокуратуры в бюджете Фурмановского городского поселения на 2021 год предусмотрены бюджетные средства на строительство сетей канализации по "адрес" по рабочему проекту и в настоящее время финансирование по данной статье сохранено. Проводимые администрацией аукционы на право заключения контракта на строительство сетей канализации неоднократно признавались несостоявшимися. По состоянию на дату обращения с исковым заявлением решение о проведении очередного аукциона не принималось, третий этап строительства сети канализации не реализован на протяжении 2020 и 2021 годов. Отсутствие центрального водоотведения влечет нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и права на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия проживания.
Решением Фурмановского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить жителей многоквартирных домов центральным водоотведением удовлетворены. Суд обязал администрацию Фурмановского муниципального района "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить жителей многоквартирных домов "адрес" централизованным водоотведением, путем организации строительства сети централизованной системы водоотведения.
В кассационной жалобе Администрации Фурмановского муниципального района, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Фурмановского городского суда Ивановской области от 25.08.2021 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 29.11.2021, как незаконных.
Заявитель указывает, что население улиц Колосова, Острецовская, Красноармейская, Дачная, Красина в "адрес" обеспечено водоотведением в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пределах полномочий по органа местного самоуправления по организации водоотведения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, в Фурмановскую межрайонную прокуратуру поступали обращения граждан 16-ти многоквартирных домов по "адрес" по вопросу обеспечения централизованного водоотведения, завершения строительства 3 очереди сети канализации.
Согласно ответу ООО "Управляющая компания N 2" дома NN 36 и 44 (1961 и 1966 года постройки соответственно) по "адрес" являются домами с частичными удобствами, отсутствует центральное холодное водоснабжение и центральное водоотведение, имеются выгребные ямы (отстойники). Некоторые жители получили в ООО "Водосеть" технические условия и провели в свои квартиры холодное водоснабжение с обязательным устройством отстойника, который обслуживают своими силами. Компания ежегодно производит откачку отстойников.
Как следует из представленных копий актов оказанных услуг по откачке жидких бытовых отходов из отстойников домов NN "адрес" "адрес", откачка ЖБО осуществляется ООО "Городская управляющая компания" за счет собственников жилья, стоимость в среднем составляет около 900 рублей за откачку 1 отстойника.
Согласно ответу МУП ЖКХ Фурмановского муниципального района откачка четырех отстойников у дома осуществляется 3 раза в год, стоимость одной откачки - 12 000 рублей (1 200 рублей на м3).
Согласно ответу ООО "Городская управляющая компания" в пределах земельных участков многоквартирных домов по "адрес" расположены выгребные ямы (отстойники). Периодичность откачки ЖБО - два раза в год, в рамках договора возмездного оказания услуг. Стоимость услуг по откачке одной выгребной ямы составляет 1 200 - 1 700 рублей (в зависимости от объема).
Постановлением администрации Фурмановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N на основании положительных заключений N от ДД.ММ.ГГГГ и 6-2-1-0347-17 от ДД.ММ.ГГГГ АГУ "Ивгосэкспертиза" утвержден рабочий проект "Разработка проектно-сметной документации на строительство сетей канализации по "адрес"" в уровне цен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из муниципального правового акта о бюджете Фурмановского городского поселения (Решения Совета Фурмановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N) в структуре расходов имеется статья: "Строительство сетей канализации по "адрес" по рабочему проекту" с суммой на 2020 год 7 400 000 рублей.
Согласно п. 13 пояснительной записки к проекту решения о внесении изменений в решение о бюджете, предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований в 2020 году по данной статье расходов на 7 304 960 рублей с переносом выполнения работ на следующий год.
Из пояснений главы Фурмановского муниципального района, содержащихся в протоколе очередного собрания Совета Фурмановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что реализация проекта по строительству сетей канализации отложена в связи с допущенными подрядчиком ошибками в документации, режимными мероприятиями и вызванным ими недополучением бюджетом 35-40 млн. рублей. Ситуация исправляется, ожидается помощь со стороны субъекта, при поступлении денежных средств в бюджет в 2020 или 2021 году реализация проекта возобновится.
Решением Совета Фурмановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N ранее запланированные на реализацию проекта бюджетные средства перераспределены.
Вопрос о реализации проекта по строительству 3 очереди сети канализации обсуждался на очередном заседании Совета Фурмановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, информация о рассмотрении коллективного обращения граждан - жителей "адрес" принята к сведению.
Согласно выписке из муниципального правового акта о бюджете Фурмановского городского поселения (Решения Совета Фурмановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N) в структуре расходов имеется статья: "Строительство сетей канализации по "адрес" по рабочему проекту" с суммой на 2021 год 9 104 960 рублей.
Из представленных протоколов электронных аукционов следует, что ответчиком предпринимались попытки заключить контракт на выполнение работ по реализации 3 этапа строительства сети канализации, однако аукционы были признаны несостоявшимися.
Постановлением администрации Фурмановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N актуализирована схема водоснабжения и водоотведения Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района "адрес".
Из пунктов 5.1, 5.1.1, 5.1.5, 5.7.2, 5.7.3 указанной схемы следует, что малоэтажная застройка с приусадебными участками в основном не канализирована, а оборудована выгребами. В поселении централизованной системой водоотведения обеспечено 64, 4 % жилищного фонда, он охвачен не полностью. Существует проблема износа канализационных сетей. Для совершенствования систем водоотведения, улучшения санитарной обстановки, уменьшения загрязнения окружающей среды необходима организация централизованного водоотведения на территориях, где оно отсутствует.
Согласно ч. 3 ст. 30 Устава Фурмановского муниципального района "адрес" на администрацию Фурмановского муниципального района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района "адрес" но решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами "адрес", в соответствии с Уставом Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района "адрес", в том числе осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами "адрес" полномочий; иные полномочия, определенные федеральными законами, законами "адрес", Уставом.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 8 Устава Фурмановского муниципального района "адрес" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Фурмановского муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Устава Фурмановского муниципального района "адрес", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку неисполнение ответчиком возложенной на него обязанности по организации централизованного водоотведения ставит под угрозу санитарно - эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории "адрес" и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, их правовым и фактическим обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что судом на орган местного самоуправления переложена обязанность управляющих организаций - ООО "Управляющая компания N 2" и ООО "Городская управляющая компания" по откачке жидких бытовых отходов с территории спорных многоквартирных домов, суд апелляционной инстанции указал, что организация центрального водоотведения представляет собой не только прием и транспортировку, но и очистку сточных вод с использованием централизованной системы.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, содержат собственные суждения заявителя относительно обстоятельств дела, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебных постановлений, не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 25.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 29.11.2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Фурмановского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.