Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Захаровой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4700/2021 по иску Тышецкого Виталия Юрьевича к Военному комиссариату г. Москвы, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, о восстановлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения
по кассационной жалобе Тышецкого В.Ю. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 1 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения истца Тышецкого В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя Военного комиссариата г. Москвы по доверенности Комовой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тышецкий В.Ю. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы, Министерству обороны РФ (далее также - ВК г. Москвы и МО РФ соответственно) о признании незаконным решения о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, о восстановлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства РФ от 18.02.2003 N 112 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2002 года в области науки и техники" ему за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией присуждена премия Правительства РФ за разработку и внедрение спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, "КОСПАС" ("Надежда") - российской части международной системы "КОСПАС-САРСАТ", вручен диплом N 4737. 13 июня 2018 г. Военным комиссариатом г. Москвы в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" ему была назначена выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения, которое он регулярно получал с июля 2018 года по февраль 2021 года. Однако с марта 2021 года без предупреждения и уведомления выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения прекращена. После его письменного обращения в Военный комиссариат г. Москвы им был получен ответ о прекращении выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 1 марта 2021 г. Просил признать незаконным решение Военного комиссариата г. Москвы от 15.03.2021 о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, восстановить выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 01.03.2021.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 1 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 декабря 2021 г, в удовлетворении исковых требований Тышецкого Ю.В. отказано.
В кассационной жалобе и изменениях к ней Тышецким Ю.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика Минобороны России, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с п. п. 8 п. 2 ст. 1 названного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Также Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-0-0 Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
К полномочиям Правительства Российской Федерации, как указано в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 80 Конституции РФ главой государства является Президент Российской Федерации.
На основании пункта "б" статьи 89 Конституции РФ Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации.
Государственные премии Российской Федерации от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР), учреждаются Президентом Российской Федерации.
В настоящее время в системе государственного премирования учреждены следующие государственные премии Российской Федерации, присуждаемые за выдающиеся достижения: ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова; Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства; Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности; Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.
Все приведенные выше премии обладают статусом "Государственной премии", а лицам, которым они присуждены, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации" и вручается диплом "Лауреат Государственной премии Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и. техники, образования и культуры" учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологии и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Из пункта 3 названного Указа следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу.
Пунктом 4 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, средств массовой информации.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.?
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Лауреаты премии Правительства Российской Федерации не поименованы в перечне граждан, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленном пунктом 2 статьи 1 указанного Закона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тышецкий В.Ю. является пенсионером МО РФ, имеет пенсионное удостоверение ГФ N 045084, выданное 14 июля 2003 г, и является получателем военной пенсии, выплачиваемой ВК г. Москвы.
Постановлением Правительства РФ от 18.02.2003 N 112 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2002 года в области науки и техники" истцу за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией присуждена премия Правительства РФ за разработку и внедрение спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, "КОСПАС" ("Надежда") - российской части международной системы "КОСПАС - САРСАТ" и вручен диплом N 4737.
13 июня 2018 г. ВК г. Москвы в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" истцу была назначена выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения, которую он получал с июля 2018 года по февраль 2021 года, включительно. Решением Военного комиссариата г. Москвы от 1 марта 2020 г. выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения была прекращена, поскольку премии Правительства РФ не имеют необходимый статус государственных.
Тышецкий В.Ю. ссылался на то, что Указ Президента РФ от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" и Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 N 439 "О премиях Правительства РФ в области науки и техники" вступили в силу после присуждения ему премии Правительства РФ, а потому их положения не могут учитываться в целях оценки статуса присужденной премии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Тышецкого В.Ю, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что оснований для возложения на ответчиков обязанности по установлению и выплате истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения, не имеется. Премия Правительства РФ, которой награжден истец, такого права не предоставляет.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 1 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тышецкого Виталия Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.