Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А.
судей Стаховой Т.М. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Гордали М.Э.
с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи Свердловского областного суда 11 мая 2022 года административное дело N3а-793/2021 по административному исковому заявлению Журавлевой Надежды Вячеславовны о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19 февраля 2021 года N12-ПК "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 августа 2017 года N77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 года об удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, представителя истца Мангилеву В.Б, прокурора, судебная коллегия
установила:
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N1067-УГ, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области.
30 августа 2017 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) было принято постановление N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" (далее - постановление от 30 августа 2017 года N 77-ПК).
Пунктом 1 "Многоквартирные дома" раздела "Домовладения" утвержденных нормативов (в редакции постановления РЭК Свердловской области от 28 июня 2018 года N93-ПК) для многоквартирных домов установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 проживающего: в месяц - 33, 586 кг и 0, 169 куб.м, в год - 403, 032 кг и 2, 028 куб.м.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года N66а-3/2021 отменено в части решение Свердловского областного суда от 30 июля 2020 года по административному делу N3а-134/2020, признан недействующим с даты вынесения апелляционного определения пункт 1 постановления N 77-ПК от 30 августа 2017 года в части норматива накопления ТКО по категории объектов "Многоквартирные дома", утвержденного названным постановлением в редакции постановления от 28 июня 2018 года N 93-ПК.
Оспариваемым постановлением РЭК Свердловской области от 19 февраля 2021 года N12-ПК "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 августа 2017 года N77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" признан утратившим силу пункт 1 "Многоквартирные жилые дома" раздела "Домовладения" нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург"), утвержденных постановлением от 30 августа 2017 года N77-ПК (пункт 1); утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург") для категории объектов "Многоквартирные дома" на 1 проживающего: в месяц - 33, 586 кг и 0, 169 куб.м, в год - 403, 032 кг и 2, 028 куб. м (пункт 2) - л.д. 49.
Постановление от 19 февраля 2021 года N12-ПК согласно пункту 3 вступает в силу с даты вступления в силу апелляционного определения от 8 февраля 2021 года N 66а-3/2021 и действует до утверждения нормативов накопления ТКО на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург") для категории объектов "Многоквартирные дома" в установленном порядке.
Постановление от 19 февраля 2021 года N12-ПК утратило силу в связи со вступлением в силу с 1 апреля 2022 года постановления РЭК Свердловской области от 15 марта 2022 года N26-ПК.
Постановление от 19 февраля 2021 года N12-ПК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 19 февраля 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru - 25 февраля 2021 года.
Журавлёва Н.В. обратилась в суд с уточненным административным иском, в котором просит признать недействующим с 8 февраля 2021 года пункт 2 постановления РЭК Свердловской области от 19 февраля 2021 года N12-ПК, указывая, что после вынесения апелляционного определения от 8 февраля 2021 года РЭК Свердловской области приняла решение об утверждении норматива накопления ТКО в том же размере, что и в частично оспоренном постановлении от 30 августа 2017 года N77-ПК (в редакции от 28 июня 2018 года), преодолев выводы, содержащиеся во вступившем в законную силу и имеющем обязательный характер судебном акте, что является нарушением принципа правовой определенности (л.д.53, 68-70).
Решением Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, пункт 2 постановления РЭК Свердловской области от 19 февраля 2021 года N12-ПК признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе РЭК Свердловской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Журавлевой Н.В, считает вывод суда о произвольном, без должного обоснования установлении нормативов накопления ТКО не соответствующим обстоятельствам дела, поскольку в материалы дела представлены доказательства соблюдения процедуры установления нормативов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, т.е. сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме ТКО.
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
РЭК Свердловской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена, просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителей Комиссии.
Истец Журавлева Н.В, заинтересованное лицо министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель Журавлевой Н.В.в судебном заседании апелляционную жалобу поддерживала.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда изменить в части, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части даты, с которой нормативный правовой акт признается в части недействующим.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Законом об отходах производства и потребления установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6), порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Закона).
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N269).
Указанные Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).
Пунктами 7, 8 Правил N269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для этого выбираются участки поселений и городских округов; на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее трёх объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Проверив обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление принято в надлежащей форме уполномоченным коллегиальным органом, с соблюдением установленной процедуры принятия, официально опубликовано. Указанные обстоятельства в апелляционной жалобе не оспариваются.
Решая вопрос о соответствии постановления от 19 февраля 2021 года N12-ПК законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд проанализировал положения нормативных правовых актов по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установилобстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных доказательств сделал обоснованный вывод о том, что нормативы накопления ТКО, утвержденные оспариваемым актом, установлены с нарушением порядка, предусмотренного Правилами N269, произвольно, без должного обоснования.
Указанный вывод соответствует приведенным в решении суда нормам материального права, регулирующим данные отношения, и полученным доказательствам.
Постановление РЭК Свердловской области от 19 февраля 2021 года N12-ПК, согласно тексту преамбулы, принято во исполнение апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года по административному делу N66а-3/2021.
Апелляционным определением N66а-3/2021 от 8 февраля 2021 года ранее установленный постановлением РЭК Свердловской области от 30 августа 2017 года N77-ПК норматив накопления ТКО для категории объектов "Многоквартирные дома" в размере 0, 169 куб.м/месяц (33, 586 кг/месяц) с 8 февраля 2021 года был признан недействующим, поскольку установлено, что расчет норматива произведен с нарушением пункта 8 Правил N269, с использованием данных замеров накапливаемых отходов по г. Нижний Тагил на меньшем количестве объектов (двух), чем это законодательно предусмотрено (не менее трех объектов).
Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов, который утвержден пунктом 2 оспариваемого постановления РЭК Свердловской области, установлен в таком же размере.
Судом первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ приняты без дополнительной проверки обстоятельства, установленные судебным актом по делу N3а-134/2020 (66а-3/2021) и имеющие преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, что на территории Свердловской области сбор данных о массе и объеме накапливаемых отходов проводился в течение 2016 года, других, более поздних замеров отходов, в том числе с увеличением количества объектов рассматриваемой категории по г. Нижнему Тагилу, не проводилось. Орган регулирования в оспариваемом постановлении утвердил норматив накопления ТКО в том же размере, который был признан неверным, фактически преодолев действие судебного акта по делу N66а-3/2021, что противоречит части 3 статьи 216 КАС РФ.
Возражения административного ответчика о том, что действующее правовое регулирование не исключает возможности использования в целях расчета нормативов результатов замеров, выполненных в 2016 году, обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2010 года N 66а-10/2021, в котором высказана правовая позиция о возможности использования в целях расчета нормативов накопления ТКО результатов замеров, выполненных в разные годы, связана с его ошибочным пониманием ответчиком и применением к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Судом правильно указано на нарушение РЭК Свердловской области при издании постановления N12-ПК части 3 статьи 216 КАС РФ, в соответствии с которой решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Представленные в материалы дела ведомости первичных замеров на объектах в городском округе Верхний Тагил, Белоярском городском округе, г. Каменск-Уральском, городском округе Верх-Нейвинском, г.Нижний Тагил, городском округе Заречный, расчеты нормативов, ведомости первичных записей определения массы и объема ТКО, сводные сезонные ведомости, паспорта домовладений и основанные на них расчеты (л.д.100-146, 147-161) относятся к периоду 2016 года, являлись обосновывающими документами, на основании которых утверждались предыдущие нормативы накопления ТКО, и не могли использоваться РЭК Свердловской области для анализа и расчета норматива накопления ТКО без проведения дополнительных мероприятий, направленных на устранение ранее допущенного нарушения.
Между тем доказательства проведения таких мероприятий, дополнительных замеров отходов на объектах вышеуказанной категории суду не представлены; также отсутствуют доказательства, подтверждающие совокупный анализ данных об объеме и массе ТКО и расчет нормативов, выполненный на необходимом количестве объектов.
Ответчиком в суде первой инстанции не оспаривалось, что расчет нормативов, которые утверждены постановлением от 19 февраля 2021 года N12-ПК, произведен на основе тех же фактических данных об объемах и массе ТКО, что были использованы при утверждении прежнего норматива. Дополнительный сбор данных не осуществлялся. Об отсутствии мероприятий по устранению нарушений свидетельствует и то, что оспариваемый правовой акт принят спустя 7 дней после вынесения апелляционного определения N66а-3/2021.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов установлены постановлением от 19 февраля 2021 года N12-ПК с нарушением порядка их определения, в связи с чем удовлетворил требование Журавлевой Н.В. о признании пункта 2 постановления недействующим. Решение суда в указанной части является законным и обоснованным.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что перед утверждением нормативов проводился анализ и расчет данных о массе и объеме ТКО, какими-либо доказательствами в суде первой инстанции не подтверждены, и на наличие таких доказательств РЭК Свердловской области не указывает. Ответчиком не дано убедительных объяснений относительно того, каким образом при новом расчете нормативов, выполненном, как утверждает ответчик, с соблюдением Правил N269, и при использовании в качестве исходных данных результатов тех же замеров за 2016 год у РЭК Свердловской области мог получиться аналогичный арифметический результат (норматив).
Установив, что оспариваемый в части акт применялся, на его основании реализовывались взаимные права и обязанности неограниченного круга лиц, суд первой инстанции со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признал постановление недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, обосновав такое решение необходимостью обеспечить стабильность общественных правоотношений, приоритет интересов значительного неопределенного круга лиц перед индивидуальными правами истца, невозможностью допустить длительное отсутствие необходимого правового регулирования правоотношений.
Согласно пункту 1 части 2, пункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, разъяснениям, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50, суд признает нормативный правовой акт недействующим с момента принятия или иной определенной судом даты.
Рассматривая административное дело в полном объеме, независимо от оснований и доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части даты, с которой правовой акт признан недействующим, поскольку в указанной части вывод суда первой инстанции сделан без учета всех имеющих значение обстоятельств дела и положения части 1 статьи 216 КАС РФ, и признать постановление в части недействующим с момента его принятия, т.е. с 19 февраля 2021 года.
Частью 1 статьи 216 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Признание постановления от 19 февраля 2021 года N12-ПК недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не имеет под собой достаточных оснований, учитывая, что постановление фактически заменяет прежние незаконные нормативы накопления ТКО, которые в соответствии с апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции N66а-3/2021 не могли применяться уже с 8 февраля 2021 года, на аналогичные нормативы, и признание акта недействующим на будущее время обесценивает судебную защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Оснований для применения в настоящем случае разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, дающих суду право признать акт недействующим со дня вступления решения в законную силу, из обстоятельств дела не усматривается.
Учитывая, что постановление N12-ПК принято 19 февраля 2021 года, а пунктом 3, не являющимся предметом оспаривания в суде, ему лишь придается обратная сила с 8 февраля 2021 года, судебная коллегия не находит оснований для признания пункта 2 недействующим с 8 февраля 2021 года, как об этом просила в заявлении истец Журавлева Н.В.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 года изменить в части даты, с которой нормативный правовой акт признается в части недействующим, признав его недействующим с момента принятия - 19 февраля 2021 года.
Судебные акты по делу могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 16 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.