Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Гончарова И.А, судей Омарова Д.М. и Магомедова М.А, при секретаре Магомедовой З.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ "Управление Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" о признании незаконным отказ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" от 03.12.2021г. N.07/10717/21 и обязании МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. ФИО5, между домами 13 и 15, с площадью 138 кв. м, с разрешенным использованием под торгово-офисное здание, с апелляционной жалобой представителя административного ответчика ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от "дата".
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МКУ "Управление Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" о признании незаконным отказ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" от 03.12.2021г. N.07/10717/21 и обязании МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. ФИО5, между домами 13 и 15, с площадью 138 кв. м, с разрешенным использованием под торгово-офисное здание.
В обоснование административного искового заявления указано, что на основании договора купли-продажи земельного участка от "дата" ФИО1 является собственником земельного участка площадью 184 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером: N с разрешенным использованием под торгово-офисное здание по адресу: РД, г. Махачкала, ФИО5, между домами 13 и 15. Свидетельством о государственной регистрации права собственности ФИО1 зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2016г.
"дата" ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы с заявлением о выдаче градостроительного плана на вышеуказанный земельный участок. Однако, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: N административным ответчиком не подготовлен, не утвержден и не выдан в соответствии с требованиями закона.
Уведомлением N.07/10717/21 от 03.12.2021г. Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка, ссылаясь на то, что согласно часть 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
В соответствии с частью 3 стать 41 Градостроительного кодекса РФ для размещения объекта капитального строительства в территориальных зонах где не установлены красные линии, необходима подготовка документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации ГРЛС 30-201-98) утвержденной постановлением Госстроя РФ от "дата" N осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 05:40:000054:3445 не имелись, в связи с чем ответ МКУ "Управление Архитектуры и градостроительства город Махачкала" от 03.12.2021г. N.07/10717/21 является незаконным.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" постановлено: "Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" от 03.12.2021г. N.07/10717/21.
Обязать МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы" повторно рассмотреть ранее поданное заявление ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление градостроительного плана земельного участка" в отношении земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. ФИО5, между домами 13 и 15, с площадью 138 кв. м, с разращенным использованием под торгово-офисное здание.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
С этим решением не согласился представитель административного ответчика - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" ФИО5, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований и вынести новое решение об отказе в иске.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пришла к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) для его отмены или изменения не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно выписке из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от "дата" ФИО1 является собственником земельного участка площадью 184 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером: N с разрешенным использованием под торгово-офисное здание по адресу: РД, г. Махачкала, ФИО5, между домами 13 и 15.
В целях получения муниципальной услуги ФИО1 обратилась в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" с заявлением о предоставлении ей градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" N.07/10717/21 от 03.12.2021г. ФИО1 сообщено, что в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Частью 3 ст. 57.3 ГрК РФ установлена информация, которая должна содержаться в градостроительном плане земельного участка. Названной нормой права установлена безусловная необходимость указания красных линий при выдаче градостроительного плана, в иных случаях законодатель указывает, что та или иная информация указывается только при наличии.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии ? это линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с градостроительным законодательством красные линии считаются установленными со дня утверждения проекта планировки территории или проекта межевания территории.
Необходимость указания красных линий в градостроительном плане обусловлена тем, что нормативы градостроительного проектирования, являющиеся одним из источников информации для подготовки градостроительного плана, устанавливают обязательные требования к размещению объектов капитального строительства по отношению к красным линиям, в том числе минимально допустимые отступы от них.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
В соответствии с частью 3 стать 41 Градостроительного кодекса РФ для размещения объекта капитального строительства в территориальных зонах где не установлены красные линии, необходима подготовка документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) утвержденной постановлением Госстроя РФ от "дата" N осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 Кодекса в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее - правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
В силу части 6 статьи 57.3 Кодекса орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его заявителю. ГПЗУ выдается заявителю без взимания платы.
Иной порядок предоставления ГПЗУ по обращению правообладателя Кодексом не установлен.
Кодексом не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.
С "дата" вступили в силу отдельные положения Федерального закона от "дата" N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которым признана утратившей силу статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая требования к подготовке и содержанию ГПЗУ как одного из видов документации по планировке территории.
С момента вступления в действие новой редакции Кодекса ГПЗУ исключен из видов документации по планировке территории.
В п.2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации г. Махачкалы N от "дата" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении градостроительного плана, а именно:
-земельный участок, предназначенный для строительства (за исключением строительства линейных объектов), находится в границах красных линий;
-в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет либо границы земельного участка не установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-в заявлении о предоставлении муниципальной услуги не содержится информация, указанная в п. 2.6.1 Регламента;
-выявление разночтений (внутренних несоответствий) в представленных документах.
Основание отказа в выдаче градостроительного плана, не соответствует перечню оснований, предусмотренных в п.2.8 упомянутого выше Административного регламента.
Согласно п.1 ч.3 ст.57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится в том числе следующая информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
Согласно ч.9 ст.57.3 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 9 статьи 57.3 Кодекса, подпунктом 5.2.3 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1038, Минстроем России принят приказ от "дата" N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - приказ Минстроя России N 741/пр). Приказ Минстроя России N 741/пр вступил в силу "дата".
Согласно Порядку заполнения формы ГПЗУ, утвержденному приказом Минстроя России N 741/пр, в разделе 19 указано, что если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется "Документация по планировке территории не утверждена", или "Проект планировки территории не утвержден", или "Проект межевания территории не утвержден".
Вывод суда о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные в обжалуемом уведомлении, не соответствуют требованиям закона, само обжалуемое уведомление МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" от 03.12.2021г. N.07/10717/21, что явилось основанием для признания отказа незаконным, судебная коллегия считает обоснованным.
Административным истцом также ставится вопрос об обязании оказать муниципальную услугу и возложить обязанность выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. ФИО5, между домами 13 и 15, с площадью 138 кв.м, с разращенным использованием под торгово-офисное здание.
Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление административного истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.
Поскольку суд по общему правилу не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций. С учётом изложенного, суд полагает, что разрешение вопроса об оказании муниципальной услуги в судебном порядке является преждевременным.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Предложенная административным истцом восстановительная мера правильно не была принята судом, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
Поэтому отказ в части суд удовлетворении требования административного истца о возложении обязанности о выдачи градостроительного плана земельного участка судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют те, которые были предметом судебного разбирательства в первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно отвергнуты.
Других оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционной жалобе не указано.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Апелляционное определение быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий И.А. Гончаров
Судьи М.А. Магомедов
Д.М. Омаров
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 7 июня 2022 г.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.