Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Мазурова Н.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Меркулова Александра Сергеевича, Виноградова Дмитрия Сергеевича о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 24.09.2021 N 10-рг "Об утверждении Перечня медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, проводящих медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, при заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в определенных законодательством случаях, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья" (далее - Распоряжение, оспариваемый нормативный правовой акт) утвержден поименованный перечень согласно приложению к распоряжению (далее - Приложение к Распоряжению, Перечень).
Согласно пункту 1 Приложения к Распоряжению к условиям обследования и профилю ГБУЗ "Городская больница N 26" отнесено стационарное медицинское обследование, в том числе по профилям "гастроэнтерология", "травматология и ортопедия".
Пунктом 5 Приложения к Распоряжению к условиям обследования и профилю ГБУЗ "Городская Мариинская больница" отнесено стационарное медицинское обследование, в том числе по профилям "травматология и ортопедия".
Пунктом 8 Приложения к Распоряжению к условиям обследования и профилю ГБУЗ "Введенская городская клиническая больница" отнесено стационарное медицинское обследование, в том числе по профилю "кардиология".
Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 24 сентября 2021 года (т.1 л.д.421).
Меркулов А.С, указывая на то, что является военнообязанным и проходит медицинское освидетельствование в военном комиссариате Невского района Санкт-Петербурга, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, после уточнения которого просит признать недействующим пункты 1 и 5 Приложения к Распоряжению в части словосочетания "травматология и ортопедия" и пункта 8 Приложения к Распоряжению в части слова "кардиология", ссылаясь на несоответствие указанных положений части 1 статьи 26, части 3 статьи 22, частям 1, 3, 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьям 25, 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 4 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктам 20, 21 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, пунктам 5, 6 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" (т.4 л.д.41-49)
Административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом определен исключительный перечень медицинских учреждений, обследование в которых доступно призывнику для целей военно-врачебной экспертизы, проводимой для определения годности к военной службе по призыву, при этом указанные медицинские учреждения не имеют лицензию на оказание услуг по военно-врачебной экспертизе, а врачи медицинских учреждений - соответствующей подготовки, что нарушает права призывников, в том числе, на качество медицинской помощи, права на получение государственных гарантий соблюдения лицензионных требований медицинскими учреждениями, на равенство при получении медицинских услуг (т.4 л.д.41-49).
Виноградов Д.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлениям после уточнения которого, просит признать недействующим пункт 1 Приложения к Распоряжению в части словосочетания "гастроэнтерология", ссылаясь на те же правовые основания указывая, что в ходе медицинского освидетельствования решением военного комиссара Колпинского района Санкт-Петербурга от 21.03.2022 N 10 направлен на в СПб ГБУЗ "Городская больница N 26" на обследование в связи с наличием у него "... " (т.4 л.д.34-40).
Производство по указанным делам объединено в одно производство (т.2 л.д.10-12).
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2022 года производство по делу прекращено за исключением требований об оспаривании нормативного правового акта в той мере, в которой им определен перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан при призыве на военную службу
Представитель административных истцов в суд явился, поддержал уточненные требования, пояснил, что требования административных истцов направлены на соблюдение прав на равенство при получении медицинских услуг по сравнению с иными категориями граждан, возможности прибегнуть к административной защите при получении медицинских услуг по сравнению с иными категориями граждан, при том, что эти права административных истцов ранее были нарушены.
Представитель пояснил, что Меркулову А.С. 21.12.2021 года ФКУ "Военный комиссариат Невского района города Санкт-Петербург" выдано направление в СПБГБУЗ "Введенская больница" на стационарное обследование с диагнозом по профилю "... " согласно сообщению медицинского учреждения в его штате отсутствуют врачи со специальной подготовкой, предусматривающей знание норм Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 и опыта в его применении, в связи с чем административный истец лишен возможности получить услугу надлежащего качества при отсутствии возможности выбора медицинского учреждения.
Представитель административного ответчика представила возражения на заявленные требования, полагая, что по смыслу действующего нормативного правового регулирования наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе, определяется необходимым условием только для медицинских организаций, в которых проводятся обследования и освидетельствования военнослужащих, лиц проходящих приравненную службу и имеющих специальное звание, прошедших такую службу, членов их семей, при наличии договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным органом предусмотрена военная служба (приравненная служба); указанные в оспариваемом нормативном правовом акте медицинские организации осуществляют медицинскую деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность по установленным профилям медицинской помощи; учреждения имеют здания, помещения, оборудование для оказания медицинской помощи по соответствующим профилям медицинской помощи, медицинский персонал соответствующего уровня образования, обеспечивают проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Представитель пояснила, что включенные в оспариваемый нормативный правовой акт медицинские организации подведомственны органам государственной власти Санкт-Петербурга, имеют лицензии на выполнение работ (услуг) по указанным в Перечне профилям медицинской помощи; при формировании указанного Перечня учитывалась коечная мощность больниц, наличие в медицинских учреждениях необходимой диагностической аппаратуры, их профилизация, опыт обследования и лечения призывников в предыдущие периоды.
Представители заинтересованных лиц ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга", призывной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ N 54 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, ранее представитель ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" в судебном заседании пояснила, что возражает против заявленных требований по доводам административного ответчика; пояснила, что в Военном комиссариате Санкт-Петербурга имеется Центр военно-врачебной экспертизы, все врачи, руководящие работой по освидетельствованию проходят подготовку по направлению военно-врачебной экспертизы, проводятся занятия с врачами-специалистами, участвующими в освидетельствовании призывников, представителями медицинских учреждений, включенных в Перечень, по разъяснению требований Расписания болезней, все обследования призывников осуществляются в рамках ОМС.
Представитель Заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в суд не явился, ранее представил пояснения по заявленным требованиям, согласно которому оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, соответствует требованиям федерального законодательства, необходимости и достаточности правового регулирования, не содержит коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники (т.3 л.д.78-79)
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществлено Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1); в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).
В соответствии со статьей 37 Устава Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, который в силу статьи 46 Устава Санкт-Петербурга издает, в том числе, распоряжения, являющиеся нормативными правовыми актами.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением требования к форме акта, опубликован в установленном порядке (пункта 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга")
Оценивая доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 этого федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с целью определения годности к военной службе проводится военно-врачебная экспертиза; положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июля 2013 г. N 565 утвердило Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение), Раздел II которого регулирует вопросы обследования и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Положением, устанавливающим порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), определено, что для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2).
Исходя из пункта 4 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения
Согласно пункту 6 Положения годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Указанные требования включают Расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания (абзац 1)
Гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, на руки выдается направление, заполненное врачом-специалистом, вынесшим соответствующее заключение, подписанное военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенное печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также 2 экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина (абзац 3 пункта 20).
По завершении обследования гражданина в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, результаты его обследования вносятся в оба экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина. (абзац 6 пункта 20). В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе (абзац 8 пункта 20).
Следует учитывать, что в соответствии с Правилами заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.09.2015 N 533 по завершении медицинского обследования в амбулаторных или стационарных условиях в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, проведенного при призыве на военную службу в целях уточнения диагноза заболевания, в медицинском заключении в разделе "Диагноз" указывается диагноз всех установленных (выявленных) у освидетельствуемого заболеваний, сформулированный в соответствии с расписанием болезней (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) и на основе Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10. Диагноз заболеваний должен иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания и его компенсации, степени функциональных нарушений. При описании диагноза заболевания в первую очередь указываются основное заболевание и его осложнений, которые в большей степени ограничивают годность к военной службе освидетельствуемого, во вторую очередь перечисляются все сопутствующие заболевания независимо от того, ограничивают они или не ограничивают годность освидетельствуемого к военной службе.
Пунктом 21 Положения закреплено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Вопрос об обязательности следования указаниям не только порядков и стандартов, но и требований к диагностике заболеваний, изложенным в Расписании болезней являлся предметом оценки Верховного Суда Российской Федерации, который в решении от 15 августа 2018 г. по делу N АКПИ18-588 при оспаривании пункта 21 Положения, который пришел к выводу о том, что в системе действующего правового регулирования предусмотренное пунктами 20 и 21 Положения обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи проводится в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания, необходимого для медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, следовательно, медицинская организация государственной или муниципальной систем здравоохранения, в которую направлен гражданин на основании решения, в том числе призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, по завершении обследования обязана составить медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина с учетом установленного Положением порядка, включая расписание болезней (раздел II приложения к названному акту). Отсутствие подобного указания в пункте 21 Положения не означает, что эта норма не отвечает критерию правовой определенности, поскольку годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению к Положению.
Таким образом, из приведенных положений следует, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, направляются призывной комиссией в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения на обследование в целях уточнения диагноза заболевания; при проведении обследования в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, должно быть обеспечено обследование в объеме, достаточном для последующего определения годности к военной службе граждан при призыве на военную службу, т.е. в соответствии с Требованиями к состоянию здоровья с учетом Расписания болезней.
Следует учитывать, что согласно пункту 3 Положения на военно-врачебную комиссию, возлагается контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, т.е. контроль за обследованием нуждающихся в этом по заключению врача-специалиста граждан при призыве на военную службу осуществляется органом, на который возложено проведение военно-врачебной экспертизы
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
Согласно разделу V Приложения к Постановлению Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в рамках территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для осуществления органами местного самоуправления) и средств обязательного медицинского страхования (по видам и условиям оказания медицинской помощи, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования), осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2); медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2); диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7 статьи 2).
Из приведенных положений, принимая во внимание комплексный характер рассматриваемых правоотношений и правовую дифференциацию процедур определения годности к военной службе между призывниками и иными категориями военнообязанных, следует, что при призыве на военную службу гражданину, в отношении которого по заключению врача-специалиста в ходе освидетельствования, установлена нуждаемость в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, оказывается в такой медицинской организации медицинская помощь по соответствующему профилю заболевания, что исходя из пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" не предполагает наличие лицензии по военно-врачебной экспертизе, в связи с чем суд полагает ошибочными доводы административного истца относительно неправомерности включения в оспариваемый нормативный правовой акт учреждений здравоохранения, не обладающих лицензией на работы (услуги) по военно-врачебной экспертизе.
Из материалов дела следует, и не оспаривается административным истцом, что указанные в оспариваемых пунктах Распоряжения медицинские учреждения имеют лицензии на выполнение работ (услуг) по указанным в Распоряжении профилям медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности", что свидетельствует о соблюдении медицинскими учреждениями лицензионных требований в части наличия работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским работникам, аккредитацию специалиста или сертификат специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).
При этом Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденные Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н не содержат требований наличия у врачей, осуществляющих обследование призывников в медицинских организациях с целью уточнения диагноза заболевания в рамках оказания медицинской помощи, иметь дополнительную подготовку (повышение квалификации) по направлению "военно-врачебная экспертиза", что, однако, как указано выше, не освобождает их от обязательности следования при предоставлении медицинской помощи гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения, для уточнения диагноза, не только порядков и стандартов, но и требований к диагностике заболеваний, изложенным в Расписании болезней, что установлено решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2018 г. по делу N АКПИ18-588.
По этим основаниям суд полагает ошибочным позицию административного истца о невозможности обеспечить надлежащий внутренний контроль качества за обследованием призывников с учетом положений приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" и приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502 н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", из содержания которых следует, что полномочия врачебной комиссии, функционирующей в медицинском учреждении ограничены рамках предоставленной медицинскому учреждению лицензии.
Доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых положений статье 4 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд находит ошибочными, поскольку оспариваемым актом не регулируются вопросы качества предоставляемых услуг.
С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Виноградову Дмитрию Сергеевичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Приложения к Распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 24.09.2021 N 10-рг "Об утверждении Перечня медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, проводящих медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, при заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в определенных законодательством случаях, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья" в части пункта 1 в части словосочетания "гастроэнтерология" в той мере, в которой определен перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан при призыве на военную службу - отказать.
Меркулову Александру Сергеевичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Приложения к Распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 24.09.2021 N 10-рг "Об утверждении Перечня медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, проводящих медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, при заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в определенных законодательством случаях, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья":
- в части пунктов 1 и 5 в части словосочетания "травматология и ортопедия" и пункта 8 в части слова "кардиология", в той мере, в которой определен перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан при призыве на военную службу - отказать
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.