кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Гайдейчука Вячеслава Васильевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску от 23 марта 2021 г. N 51902106000113300004, решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 29 апреля 2021 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 5 июля 2021 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Нордсервис" Гайдейчука Вячеслава Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску от 23 марта 2021 г. N 51902106000113300004, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29 апреля 2021 г. и решением судьи Мурманского областного суда от 5 июля 2021 г, директор общества с ограниченной ответственностью "Нордсервис" (далее - ООО "Нордсервис", общество) Гайдейчук В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Гайдейчук В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, изменении постановления в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа, заменив его на предупреждение.
Изучение доводов жалобы и представленных с ней материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 23.04.2019) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О валютном регулировании и валютном контроле", резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Из системного анализа положений части 1 статьи 1 приведенного Федерального закона следует, что использование валюты Российской Федерации в качестве средства расчета между резидентом и нерезидентом и ее отчуждение нерезиденту является валютной операцией.
Из представленных материалов дела следует, что генеральный директор ООО "Нордсервис" Гайдейчук В.В. заключил трудовые договоры с физическими лицами, которые являются гражданами иностранных государств, о приеме на работу. Условиями трудовых договоров предусмотрено, что заработная плата работникам выплачивается путем перечисления денежных средств на банковскую карту работников или выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя. Заработная плата выплачивается работникам 2 раза в месяц: 10 и 25 числа.
В рамках исполнения трудовых договоров ООО "Нордсервис" 30.04.2019 на основании платежной ведомости N 3 от 30.04.2019 произвело выплату заработной платы за апрель 2019 г. иностранным гражданам (ФИО4, ФИО3, ФИО5) в наличной денежной форме через кассу общества на общую сумму 23 893, 49 руб.
Согласно представленной Управлением по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области информации ФИО4, ФИО3 видом на жительство на территории Российской Федерации за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 не документировались.
Решением УМВД России по Мурманской области от 14.05.2019 ФИО5 разрешено постоянное проживание в Российской Федерации и выдан вид на жительство сроком действия до 14.05.2024.
Следовательно, ООО "Нордсервис", являясь юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является резидентом в соответствии с подпунктом "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, а граждане иностранных государств ФИО4, ФИО3, ФИО5 на дату выплаты заработной платы из кассы общества являлись нерезидентами в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ.
При таких обстоятельствах, произведенный 30.04.2019 должностным лицом общества расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждению) физическим лицам - нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме из кассы ООО "Нордсервис" в размере 23 893, 49 рублей, является валютной операцией между резидентом и нерезидентом, которая в силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ должна была быть произведена через банковские счета в уполномоченных банках.
В соответствии с представленными ООО "Нордсервис" документами (копия приказа от 01.01.2019 "О назначении работника, ответственного за выдачу зарплаты из кассы", копия должностной инструкции кассира от 01.01.2019, содержащая подпись ответственного работника) должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за соблюдением требований статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ в части выплаты заработной платы из кассы общества, является генеральный директор Гайдейчук В.В.
Таким образом, генеральный директор общества Гайдейчук В.В, выплатив заработную плату физическим лицам - иностранным гражданам, минуя банковский счет в уполномоченном банке, нарушил требования пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 173-Ф3, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица Гайдейчука В.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и валютного законодательства.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 15.25 названного Кодекса.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску от 23 марта 2021 г. N 51902106000113300004, решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 29 апреля 2021 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 5 июля 2021 г, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Нордсервис" Гайдейчука Вячеслава Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гайдейчука Вячеслава Васильевича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.