Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жернова С.Р, судей Григорьевой Ю.А, Котиковой О.М, при ведении протокола секретарём Каревой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осуждённых Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. и кассационному представлению заместителя прокурора города Санкт-Петербурга Чубыкина А.В. в отношении осуждённого Сидорова М.А. на приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Григорьевой Ю.А, выступления осуждённых Сидорова М.А. и Рудина Ю.А, полученные посредством использования систем видеоконференц-связи, их защитников - адвокатов Богдановой А.В. и Хлучина А.А, настаивавших на доводах кассационных жалоб, поддержавших доводы кассационного представления, прокурора Гребневой Ю.В, просившую об изменении приговора по доводам кассационного представления, судебная коллегия
установила:
вступившим в законную силу 26 ноября 2021 года приговором Невского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года:
1. Сидоров Максим Алексеевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", ранее не судимый, осуждён за совершение:
- девяти преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы, за каждое;
- двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы, за каждое;
- преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- преступления, предусмотренного п. "а" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, к 3 годам лишения свободы;
- преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, к 3 годам лишения свободы.
В силу ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с его отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
2. Рудин Юрий Александрович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", ранее не судимый, осуждён за совершение:
- девяти преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы, за каждое;
- преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы;
- преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- преступления, предусмотренного п. "а" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, к 3 годам лишения свободы.
В силу ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний к 8 годам лишения свободы с его отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
По тому же делу осуждены Гладышева М.А. и Куняшева М.С..
Судом в пересматриваемом приговоре решены вопросы в отношении каждого из осуждённых: о мере пресечения; об исчислении срока отбывания наказания и зачёте в него срока содержания осуждённых под стражей по настоящему делу, из расчёта один день содержания под стражей за один день лишения свободы; о судьбе вещественных доказательств.
Сидоров М.А. и Рудин Ю.А. признаны виновными и осуждены за совершение в Санкт-Петербурге преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств организованной группой, а также за легализацию денежных средств, приобретённых в результате совершения преступлений, организованной группой. Сидоров М.А. также признан виновным и осуждён за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере. Преступления совершены при обстоятельствах установленных судом и подробно изложенных в приговоре.
В апелляционном порядке приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года не пересматривался.
В кассационной жалобе осуждённый Сидоров М.А. просит изменить приговор со смягчением назначенного наказания, в качестве существенных нарушений закона, повлиявших на исход дела, расценивает необоснованное указание в приговоре на обстоятельства приобретения наркотических средств, которые не устанавливались и подлежат исключению из приговора и из объёма осуждения; полагает, что суд не указал в приговоре на применение положений ст. 61 и 62 УК РФ, не учёл состояние его здоровья и его близкого родственника.
В кассационной жалобе осуждённый Рудин Ю.А. просит изменить приговор со смягчением назначенного наказания, в качестве существенных нарушений закона, повлиявших на исход дела, расценивает необоснованное указание в приговоре на обстоятельства приобретения наркотических средств, которые не устанавливались и подлежат исключению из приговора и из объёма осуждения, равно как и обстоятельства перевода денежных средств не устанавливались и не доказывались; полагает, что суд не указал в приговоре на применение положений ст. 61 и 62 УК РФ, суд при назначении наказания по ст. 174.1 УК РФ фактически не применил положения ст. 64 УК РФ, подлежащих применению, поскольку назначил лишение свободы, не мотивировал невозможность назначения иного более мягкого наказания; ссылка суда в приговоре на повышенную общественную опасность содеянного подлежит исключению, поскольку не могла учитываться в качестве обстоятельства, влияющего на назначение наказания; суд не учёл его фактическую явку с повинной, не учёл состояние его здоровья, которое ухудшилось и требует лечения, состояние здоровья его близкого родственника.
В возражениях государственный обвинитель Клевцов А.Н. указывает на несостоятельность доводов кассационных жалоб осуждённых Сидорова М.А. и Рудина Ю.А, просит оставить их без удовлетворения.
В кассационном представлении поставлен вопрос об изменении приговора в отношении Сидорова М.А. в части его осуждения по ч. 2 ст. 228 УК, поскольку в описательно-мотивировочной части приговора суд указал на применение положений ст. 64 УК РФ при назначении наказания по всем преступлениям, а в резолютивной части не сослался на неё и фактически не применил. Прокурор просит смягчить Сидорову М.А. наказание по данной статье до 2 лет 11 месяцев и по совокупности до 8 лет 5 месяцев.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, приведённые в кассационных жалобах и кассационном представлении судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 401.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении кассационных жалоб суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Выводы суда о виновности в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств за каждое из которых осуждены Сидоров М.А. и Рудин Ю.А. обжалуемым приговором, основаны на совокупности подробно приведённых в приговоре доказательств, которые были надлежащим образом проверены и оценены судом в соответствии со ст. 17, 87, 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и сторонами не оспаривается. Приговор в данной части соответствует требованиям ст. 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствуют основания к признанию недопустимыми каких-либо доказательств, на которые сослался суд в подтверждение виновности Сидорова М.А. и Рудина Ю.А..
Незаконность приобретения наркотических средств по фактам незаконных сбытов и покушений на них судом не устанавливалась, а обстоятельства совершения преступлений, образующие составы незаконных сбытов наркотических средств и покушений на незаконные сбыты, подлежащие доказыванию, в том числе время, место, способ и степень реализации преступных намерений, направленных на незаконный сбыт, в приговоре приведены в достаточном объёме. Обстоятельства незаконного хранения Сидоровым М.А. наркотических средств без цели сбыта также изложены в приговоре.
Вместе с тем состоявшиеся судебные решения в отношении Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. подлежат изменению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Такие нарушения закона допущены при рассмотрении уголовного дела в отношении Сидорова М.А. и Рудина Ю.А..
Как установлено судом, Сидоров М.А, являясь организатором и руководителем организованной преступной группы, совместно с Рудиным Ю.А, выполняющим роль "оператора", во исполнение единого преступного умысла, направленного на осуществление преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, в том числе в крупном размере, извлечения незаконной материальной выгоды и придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными членами организованной преступной группы от совершения вышеуказанных преступлений, получив от незаконного сбыта наркотических средств доходы в виде денежных средств посредством использования электронных платежей на общую сумму 308 150 рублей в период с 16 апреля 2018 года по 23 мая 2018 года, в целях их легализации в перевели счетов, на которые они поступали, на иные расчетные счета, находившиеся, как в распоряжении Рудина Ю.А, так и на имя Д.С, Т.В, а также других неустановленных лиц и на неустановленные счета с целью создания условий для их дальнейшего правомерного владения, пользования и распоряжения.
Указанные действия Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. квалифицированы по п. "а" ч. 4 ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации как совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретёнными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами, организованной группой.
Между тем, деяние, предусмотренное ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к преступлениям в сфере экономической деятельности и обязательным признаком состава такого преступления является цель вовлечения денежных средств и иного имущества, полученного в результате совершения преступления, в легальный экономический оборот с тем, чтобы скрыть их криминальное происхождение, придать им видимость законно полученных и создать возможность для извлечения последующей выгоды. Для наличия данного состава преступления необходимы не просто финансовые операции и сделки с этими деньгами и имуществом, полученными преступным путем, а действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, придание им видимости законности.
В соответствии с положениями п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" совершение таких финансовых операций и сделок с имуществом, полученных преступным путём, в целях личного обогащения не образует состава легализации.
Вместе с тем, в приговоре суда не содержится данных о сделках с денежными средствами, приобретёнными преступным путём, а также о том, какие именно действия были совершены Сидоровым М.А. и Рудиным Ю.А. для придания правомерности владения денежными средствами, полученными в результате незаконного сбыта наркотических средств.
Вывод суда о наличии в действиях Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. легализации (отмывания) денежных средств в его уголовно-правовом понимании, является несостоятельным, поскольку проводимые ими финансовые операции были направлены на то, чтобы иметь реальную возможность распорядиться деньгами, полученными от реализации наркотических средств.
Поэтому приговор в части осуждения Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. по п. "а" ч. 4 ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а дело прекращению в этой части по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за отсутствием в их действиях состава преступления. За Сидоровым М.А. и Рудиным Ю.А. в связи с прекращением дело в указанной части должно быть признано право на реабилитацию в соответствии с главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, признавая обоснованными доводы представления, судебная коллегия считает необходимым изменить приговор в отношении Сидорова М.А. в части его осуждения за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку суд, делая обобщённый вывод о наличии оснований для назначения Сидорову М.А. наказания за все преступления с применением положений ст. 64 Уголовного кодекса Российской Федерации, фактически эту норму не применил, назначив наказание в виде лишения свободы на срок в 3 года, то есть в пределах санкции. В связи с изложенным наказание, назначенное Сидорову М.А. по ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежит смягчению, равно как и наказание, назначенное по совокупности преступлений.
Все иные обстоятельства, известные суду на момент принятия пересматриваемого решения, на которые осуждённые ссылаются в своих жалобах, были в полной мере учтены при назначении каждому из них наказаний. Анализ судом степени и характера общественной опасности деяний соответствует требованиям закона - ст. 6, 43, 60 Уголовного кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о повторном учёте этих критериев при назначении наказания.
Руководствуясь статьей 401.14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года в отношении Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. в части их осуждения за преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, отменить и уголовное дело в данной части прекратить за отсутствием в действиях Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. состава преступления, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Признать в этой части за Сидоровым М.А. и Рудиным Ю.А. право на реабилитацию в соответствии с главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Этот же приговор в отношении Сидорова М.А. в части его осуждения за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, изменить, назначив ему наказание за данное преступление с применением ст. 64 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок в 2 года 6 месяцев.
Назначить Сидорову Максиму Алексеевичу наказание по правилам ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение девяти преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, а также преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, и ч. 2 ст. 228 УК РФ, путём частичного сложения назначенных наказаний в виде лишения свободы на срок в 8 лет.
Назначить Рудину Юрию Александровичу наказание по правилам ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение девяти преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путём частичного сложения назначенных наказаний в виде лишения свободы на срок в 7 лет 9 месяцев.
В остальной части приговор Невского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года в отношении Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. оставить без изменения, кассационные жалобы осуждённых Сидорова М.А. и Рудина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.