Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 мая 2021 года (N 2а-4160/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года (N 33а-5477/2021) по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности устранить повреждения поверхности автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подал в Сыктывкарский городской суд Республики Коми административное исковое заявление о возложении обязанности на ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее по тексту также Управление) устранить повреждение поверхности на участке автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 10+850 м по км 11+790 м, на участке автомобильной дороги "Подъезд к с Усть-Кулом" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 1+210 м по км 5+800 м посредством организации и обеспечения надлежащего обустройства тротуаров.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 2021 года, административные исковые требования прокурора Усть-Куломского района Республики Коми удовлетворены.
На ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложена обязанность в срок до 1 ноября 2022 года организовать и обеспечить надлежащее обустройство тротуаров на участке автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 10+850 м по км 11+790 м, на участке автомобильной дороги "Подъезд к с Усть-Кулом" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 1+210 м по км 5+800 м.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 25 февраля 2022 года, ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что прокуратурой Усть-Куломского района по результатам рассмотрения информации ОГИБДД ОМВД России выявлено необеспечение соблюдения требований о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми на участке автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 10+850 м по км 11+790 м, на участке автомобильной дороги "Подъезд к с. Усть-Кулом" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 1+210 м по км 5+800 м, выразившиеся в отсутствии тротуаров в пределах населенных пунктов, что не соответствует требованиям пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ Р52766-2007.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами, представленными ГИБДД, и не оспаривались административным ответчиком.
Судами также установлено, что автомобильная дорога "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск", "Подъезд к с. Усть-Кулом" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск", в состав которых входят спорные участки дорог, является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, о чем свидетельствует распоряжение Правительства Республики Коми от 30 ноября 2019 года N 438-р и находится в собственности Республики Коми, которая на основании решения Дорожного агентства Республики Коми от 1 января 2015 года N 1 с учетом внесенных в него решением Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми от 15 сентября 2020 года N 26-29-01/126-ОУ изменений переданы в оперативное управление ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что неисполнение требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права участников дорожного движения, установив, что на момент разрешения административного спора выявленные нарушения не устранены, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативными положениями ГОСТ Р 52766-2007, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходил из того, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", в оперативном управлении которого находится спорная автомобильная дорога.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту также Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" устанавливает требования к элементам элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 определено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В силу пункта 4.56.1.3 названного ГОСТа, тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года N 115 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 5 ноября 2020 года N 540, Минстрой Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управления и распоряжения автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2014 года N 534 создано ПСУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми дорожный надзор".
Как следует из Устава ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Управление является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 15 Устава предметом деятельности Управления является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.
В силу пункта 16 Устава целями деятельности Управление являются обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения, улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения.
Для осуществления указанных целей Управление выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4); осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.9 Устава).
Управление самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (пункт 25 Устава).
Решением Дорожного агентства Республики Коми N 1 от 1 января 2015 года "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" и актом приема-передачи от 1 января 2015 года право оперативного управления, в том числе на спорные части автодорог переданы ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В связи с изложенным, Управление обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Республики Коми.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, и руководствуясь приведенными выше нормами права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управление является надлежащим административным ответчиком по делу, на которого должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений в пределах его полномочий и компетенции по осуществлению дорожной деятельности в отношении спорных участков автомобильных дорог.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, позиция которого была учтена судами при рассмотрении дела, было привлечено прокурором к участию в деле в качестве заинтересованного лица, оснований для привлечения его в качестве административного соответчика, с учетом установленных обстоятельств, не усматривается.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года без изменения, кассационную жалобу ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 17 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.