Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года, по административному делу 3а - 147/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Кировский завод" о признании не действующим в части приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт- Петербурга от 29 декабря 2020 г. N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Комитета по контролю за имуществом Санкт - Петербурга Бесовой Т.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя публичного акционерного общества "Кировский завод" Евстратенко Н.Ю, возражавшейо против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Поповой Е.В. об оставлении без изменения судебных актов, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
29 декабря 2020 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - Приказ N 128-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г. (далее - Перечень) согласно приложению к данному приказу.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован 11 января 2021 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" www.gov.spb.ru.
В пункт 5389 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021г, включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3 543 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", "адрес".
В пункт 5390 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г, включено нежилое помещение 2-Н, 3-Н с кадастровым номером N, общей площадью 2 375, 6 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", литера "адрес".
В пункт 5687 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г, включено нежилое помещение 1-Н, 2-Н, 3-Н с кадастровым номером N, общей площадью 2 163, 9 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", литера "адрес".
Публичное акционерное общество "Кировский завод", являясь собственником данных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5389, 5390, 5687 приложения к Приказу N 128-п.
В обоснование требований сослались на то, что указанные в Перечне объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение названных объектов недвижимости в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено, пункты 5389, 5390, 5687 приложения к Приказу N 128-п признаны недействующими со дня принятия.
На судебные акты Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и вынесении нового решения об удовлетворении требований, связи с нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что ПАО "Кировский завод" собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 3 543 кв. м. не является, ввиду чего не мог обращаться с данным иском. Судами неверно оценены представленные доказательства.
В возражениях на кассационную жалобу ПАО "Кировский завод", прокуратура Санкт - Петербурга, просят оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Подпунктом 1 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении, в том числе, следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании пункта 2 статьи 1-1 этого же Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Согласно пункту 5 статьи 378.8 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207 возложено осуществление полномочий по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт- Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 29.12.2020 года, официально опубликован 11.01.2021 года, то есть принят уполномоченным государственным органом, опубликован до начала налогового периода.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - административно - бытовой корпус фасоносталелитейного цеха-1 (далее - Нежилое здание), состоит из двух нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, находятся в собственности административного истца.
Нежилое здание и Нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N включены Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в Перечень, составление которого предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по их фактическому использованию в целях размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В обоснование правомерности включения указанного объекта в Перечень представлен акт обследования от 22 мая 2019 года N 1331-ВФИ/Ю/2019, согласно которому более двадцати процентов его площади используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, на объекте располагается бюро пропусков ПАО "Кировский завод", имеются офисы, бистро, аптека, салон красоты.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии c порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 г. N 7-р, формирование списка объектов для включения в Перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов. Мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путём проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к Порядку.
В силу пунктов 1.2, 3.4 и 3.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённого тем же распоряжением, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом по контролю за имуществом Санкт- Петербурга на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками этого комитета с отражением результатов такого обследования в акте.
В пункте 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения указано, что проведение обследований осуществляется Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период перечень на основании результатов обследований, проведённых в соответствии с настоящим порядком.
В акте обследования от 18 августа 2020 г. N 228-ВФИ/Ю/2020 указано, что Нежилое здание используется для размещения офисов, делового и административного назначения. Объект представляет собой административно - бытовой корпус при производстве, часть объекта (6 этаж) не используется.
Вывод административного ответчика о фактическом использовании Нежилого здания для размещения офисов, делового и административного назначения в объёме более 20% общей площади объекта недвижимости обусловлен приложенными к акту обследования фотоматериалами.
При этом к указанному акту обследования не приложены копии поэтажных планов и документальный расчёт процентного соотношения площади здания, используемой для размещения перечисленных объектов.
Как установлено судом, нежилое здание расположено на земельном участке общей площадью 1 196 817 +/- 383 кв. м, с кадастровым номером N категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для размещения промышленных объектов, для промышленного строительства.
Данный вид разрешённого использования земельного участка не соответствует виду разрешённого использования земельных участков предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Кроме того, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования от 18 августа 2020 г. N 228-ВФИ/Ю/2020, не следует, что Нежилое здание используется под офисы и сопутствующую офисную инфраструктуру, которые оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой для приёма клиентов (клиентская зона).
Из акта обследования от 18 августа 2020 г. N 259-ВФИ/Ю/2020 следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется для размещения офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания в объёме более 20% общей площади помещения.
Согласно позиции административного ответчика, выраженной в ходе судебного разбирательства, данный вывод обусловлен использованием объекта под производство колбасы и размещение офисов, основан на распоряжении Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 2496-р, которым в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению N 1 Указанный перечень к бытовым услугам относит производство колбасных изделий (код 10.13.2).
Между тем, акт обследования от 18 августа 2020 г. N 259-ВФИ/Ю/2020 не содержит сведений о размере площади нежилого помещения, используемой для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иную информацию, подтверждающую размещение в помещении объектов в установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещении не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов, а также офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, которые оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой для приёма клиентов (клиентская зона).
В акте обследования от 22 мая 2019 г. N 1331-ВФИ/Ю/2019 отражено, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, на объекте располагаются бюро пропусков ПАО "Кировский завод", имеются офисы, бистро, аптека, салон красоты.
Судами правомерно сделан вывод о том, что акт обследования от 22 мая 2019 г. N 1331- ВФИ/Ю/2019 не может быть принят в качестве надлежащего доказательства обоснованности включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень, поскольку обследование фактического использования объекта недвижимости должно быть проведено в год, предшествующий налоговому периоду.
Оценив представленные административным ответчиком доказательства по делу по правилам ст. 84 КАС РФ, суды правомерно указали, что достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения Нежилого здания и Нежилых помещений к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежало бремя доказывания законности оспариваемого акта, не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проверяя соответствие содержания Перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обоснованно пришёл к выводу о наличии оснований для признания пунктов 5389, 5390, 5687 приложения к Приказу N 128-п недействующими с момента принятия.
В силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в апелляционном определении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года, по административному делу 3а - 147/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.