Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коноваловой С. В. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 января 2022 года по административному делу N 2а-1519/2021 по административному исковому заявлению Коноваловой С. В. к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалова С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 894 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка (ИЖС, размещение дачных домов и садовых домов).
Письмом администрации Вологодского муниципального района от 09 сентября 2021 года Коноваловой С.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, так как схема не соответствует требованиям к её подготовке, разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, поскольку образование земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, образуемый земельный участок попадает в береговую полосу водного объекта.
Не согласившись с отказом, Коновалова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать его незаконным; обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 20 октября 2021 год, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 января 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Коноваловой С.В. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (абзац второй пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
В силу положений пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.п.3 п.16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентируется статьей 39.29 ЗК РФ.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ). К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ).
Из подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения может принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 этой статьи.
В силу названной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ является соответствующим требованиям законодательства.
В целом судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда правильно согласилась с данным выводом по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что Коновалова С.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, который принадлежит ей на праве собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в размере 200 кв.м. Вновь образуемый земельный участок имеет площадь 1094 кв.м.
Отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, администрация Вологодского муниципального района обосновала его нарушениями при подготовке схемы расположения земельного участка, поскольку образование нового участка приведет к нерациональному использованию земель и будут нарушены требования пункта 8 статьи 27 ЗК РФ.
Этот вывод администрация Вологодского района сделала на основании заключения администрации Спасского с/п о невозможности образования земельного участка N126.
Указанное заключение сделано, исходя из генерального плана МО Спасское с/п (утвержден 29 июля 2014 года) и Правил землепользования и застройки Спасского с/п (утверждены 11 ноября 2019 года).
Административный истец Коновалова С.В. полагает, что административный ответчик не указал, в чем выражается нерациональное использование, и что в ЕГРН отсутствуют сведения о границах береговой линии "адрес".
Согласно статье 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, п.12 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п.12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч.1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии.
Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п.2 ч.2 этой статьи.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Из представленных по запросу судебной коллегии документов следует, что административный ответчик под нерациональным использованием земель имел ввиду нецелевое использование, поскольку в соответствии со статьей 7 ЗК РФ признается использование земли нецелевым в случае использования его не в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земли.
Кроме того, из представленного фрагмента карты градостроительного зонирования Спаского с/п, схемы расположения береговой линии "адрес" следует, что предполагаемый к образованию земельный участок площадью 1094 к.м располагается в пределах береговой полосы, что также следует и из представленной Коноваловой С.В. схемы, составленной кадастровым инженером Павловым С.Ю.
При этом доводы административного истца о том, что присоединяемый участок площадью 200 кв.м расположен вне береговой полосы, являются несостоятельными, поскольку в данном случае в силу статей 11.2 и 11.7 ЗК РФ при перераспределении образуется новый земельный участок, который и должен соответствовать всем необходимым требованиям, что в данном случае отсутствует.
Таким образом, утвержденные в Спасском с/п документы территориального планирования имеют в своем составе красные линии, которые обозначают территории общего пользования (в данном случае береговую полосу 20 метров).
Поскольку законодатель установилпрямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, которая в силу Водного кодекса РФ составляет 20 метров, а спорный земельный участок сформирован так, что его границы попадают в пределы береговой полосы, то его формирование нельзя признать законным.
Кроме того, судебной коллегией установлено, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в 2021 году завершены работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос "адрес", и приказом Департамента от 10 ноября 2021 года установлены местоположение береговой линии, граница водоохранной зоны и граница прибрежной защитной полосы "адрес" согласно их описанию.
Сведения об указанных границах в настоящее время направлены для внесения в Государственный водный реестр и для внесения в ЕГРН.
Тот факт, что на момент принятия оспариваемого отказа сведения о границах не были внесены в реестры, не может повлиять на принятое решение, поскольку в данном случае схема расположения земельного участка в силу статьи 11.10 ЗК РФ составлена без учета утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, что является основанием для отказа в её утверждении в силу прямого указания закона.
Доводы о том, что границы территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки не внесены в ЕГРН не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
На основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ ("О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года.
Таким образом, на сегодняшний день не наступили предельные сроки внесения границ территориальных зон в ЕГРН.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 января 2022 года по административному исковому заявлению Коноваловой С. В. к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа, оставить без изменения, кассационную жалобу Коноваловой С. В. - без удовлетворения.
Решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 января 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.