Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Белинской С.В, судей Шевчук Т.В, Григорьевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-50/2021 по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к Соколовой Татьяне Юрьевне о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
по кассационной жалобе Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по СЗФО) на решение Всеволожского городского суда от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В,
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по СЗФО обратился в суд с иском к Соколовой Т.Ю, в котором после уточнения требований просил о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В обоснование исковых требований указано, что 16 марта 2009 г..за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с условным номером 47-00-30/2004-2, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N. За Соколовой Т.Ю. 4 августа 2016 г..зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" 30 апреля 2019 г..зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположено нежилое здание - садовый дом площадью 678, 6 кв.м, год ввода в эксплуатацию 2019. На основании обращения Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области проведена проверка законности возникновения прав ответчика на земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты". Согласно заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 8 июня 2020 г..N границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества. Площадь пересечения (наложения) составляет 13520 кв.м. Согласно заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 4 октября 2018 г..N границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 1 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества. Площадь пересечения (наложения) составляет 38620 кв.м.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" находятся в границах земельного участка лесного фонда, расположенного в части 1, 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра. В заключениях филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" приведены данные о границах пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения. Действующее законодательство предусматривает приоритет сведений Государственного лесного реестра над сведениями ЕГРН, при этом ни Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", ни иными нормативными правовыми актами не установлены требования к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В указанной связи истец просил суд признать отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 38620 кв.м, снять его с государственного кадастрового учета, истребовать из владения Соколовой Т.Ю. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", снять его с государственного кадастрового учета.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по СЗФО отказано.
В кассационной жалобе Департамента лесного хозяйства по СЗФО содержится просьба об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца по доверенности Зябирова Р.Ш. поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменные возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такого характера нарушения с учетом доводов кассационной жалобы были допущены судами нижестоящих инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16 марта 2009 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с условным номером 47-00-30/2004- 2, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права N- АГ 768494.
Соколовой Т.Ю. принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 15341 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства. Право собственности на земельный участок зарегистрировано 30 апреля 2019 г.
Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, также принадлежащего Соколовой Т.Ю. (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ)
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 29095 кв.м на три земельных участка: площадью 15431 кв.м, площадью 10288 кв.м и 3376 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был приобретен Соколовой Т.Ю. 27 февраля 2017 г. по договору купли-продажи у ФИО6, которому земельный участок принадлежал на основании договора купли-продажи земельного участка от 2 октября 2013 г. NПБ/П. Право собственности Соколовой Т.Ю. на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрировано в ЕГРН 3 апреля 2017 г.
Из материалов дела также следует, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, был выделен из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", а земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", поставленного на кадастровый учет в 2005 году, являвшегося многоконтурным, одной из частей которого и был участок с кадастровым номером "данные изъяты". В 2009 году при проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" его границы были согласованы смежными землепользователями. Одна из смежных границ была согласована Кировским лесхозом, что подтверждается актом согласования границ.
Работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 61185 кв.м выполнялись ООО "Атлас" по заказу собственника многоконтурного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 581, 57 га, земли ЗАО "Выборгское".
На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (в настоящее время "данные изъяты") расположен садовый дом площадью 678, 6 кв.м, 2019 г. постройки.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" также являлся частью многоконтурного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 581, 57 га, принадлежащего ЗАО "Выборгское".
Из дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" следует, что 9 августа 2010 г. Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N с учетом внесенных в него изменений Постановлением N от 29 августа 2011 г, было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 43717 кв.м, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенным по адресу: "адрес", ЗАО "Выборгское" и указанный земельный участок был предоставлен в собственность за плату в размере 15% от кадастровой стоимости ЗАО "Выборгское".
21 октября 2011 г. между администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и ЗАО "Выборгское" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 43717 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
16 апреля 2015 г. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 43717 кв.м?, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: "адрес"-1, по договору купли-продажи был продан ЗАО "Выборгское" ООО "Развитие". Право собственности ООО "Развитие" на данный земельный участок зарегистрировано 4 июня 2015 г.
20 ноября 2015 г. между ООО "Развитие" и Соколовой Т.Ю. заключен договор купли-продажи 1/2 доли указанного земельного участка.
30 "данные изъяты" Т.Ю. по договору купли-продажи, заключенном с ООО "Развитие" приобретена вторая 1/2 доля земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 43717 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: "адрес", ЗАО "Выборгское".
По сведениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковским областям земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 43717 кв.м не используется по сельскохозяйственному назначению, на нем произрастает древесная растительность.
Согласно заключениям филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 8 июня 2020 г. N и от 4 октября 2018 г. N в результате картографического наложения материалов лесоустройства Всеволожского лесничества Ленинградской области на границы земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества "адрес", площадь пересечения (наложения) составляет 13520 кв.м; границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 1 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества, площадь пересечения (наложения) составляет 38620 кв.м.
Вместе с тем согласно ответу ООО "Севзапгипрозем" от 16 декабря 2019 г, разрабатывавшего схему организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" в 2001 г, и выкопировке с карты "Материалы по разработке схемы организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" "адрес"" земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположены на землях бывшего совхоза "Выборгский".
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь подлежащими применению нормами права статей 196, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона от 13 июля 2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", посчитав установленным, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" были образованы из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего ЗАО "Выборгское", указанные земельные участки имеют двойной учет, а также, учитывая приоритет сведений о категории земель участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по отношению к сведениям Государственного лесного реестра, отсутствие доказательств незаконной регистрации права собственности ответчика на поименованные земельные участки, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что суд правильно определилюридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, и постановилрешение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы о неприменении к возникшим правоотношениям положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", суд апелляционной инстанции отметил, что законность приобретения Соколовой Т.Ю. прав на земельные участки подтверждена в предусмотренном законом порядке, документы, на основании которых у ответчицы возникло право собственности на спорные земельные участки, в установленном порядке недействительными не признаны, добросовестность Соколовой Т.Ю. как приобретателя земельных участков презюмируется и также в установленном порядке не опровергнута.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может признать выводы, к которым пришел суд первой и апелляционной инстанций, правомерными, а принятые судебные постановления законными и обоснованными в силу следующего.
Судами установлено, что 16 марта 2009 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с условным номером 47-00-30/2004- 2, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права N- АГ 768494.
Согласно заключениям филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 8 июня 2020 г. N и от 4 октября 2018 г. N в результате картографического наложения материалов лесоустройства Всеволожского лесничества Ленинградской области на границы земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, площадь пересечения (наложения) составляет 13520 кв.м; границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 1 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества, площадь пересечения (наложения) составляет 38620 кв.м.
Вместе с тем согласно ответу ООО "Севзапгипрозем" от 16 декабря 2019 г, разрабатывавшего схему организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" в 2001 г, и выкопировке с карты "Материалы по разработке схемы организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" Всеволожского района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположены на землях бывшего совхоза "Выборгский".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и дальше в редакции, действовавшей в спорный период и до 1 июля 2019 г.), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 г.
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 г. N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Юридически значимым по данному делу обстоятельством являлось установление факта с подтверждением соответствующими документами об отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, а также установление местоположения спорного земельного участка в определенных границах, использование его в соответствии с целевым назначением, и установление либо опровержение факта наложения на спорный земельный участок земельных участков лесного фонда.
Однако эти обстоятельства, в нарушение требований части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлены не были.
Между тем, пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Это судом апелляционной инстанции учтено не было.
Кроме того, частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (часть 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать. Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.
Однако, в нарушение положений статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не был поставлен на обсуждение сторон вопрос о необходимости проведения по делу землеустроительной экспертизы.
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела соответствующие обязанности в полном объеме не исполнены, неполнота судебного разбирательства, допущенная судом первой инстанции, не устранена, принимая также во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения по настоящему делу с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.