Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Кротовой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 03 сентября 2021 года по делу N2-2691/2021 по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснение истца ФИО1 и его представителя ФИО5, полагавших, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Карелия, указав, что он замещает должность начальника управления правового, кадрового обеспечения и организационной работы в Министерстве здравоохранения Республики Карелия. Приказом от 03.02.2021 г. N 23-ок истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных подп. "е" и "и" п. 60 должностного регламента. С приказом не согласен, поскольку привлечен к ответственности в отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка и вины. Кроме того, ответчиком нарушены процедура и срок привлечения к ответственности. В связи с чем истец просил признать незаконным приказ ответчика от 03.02.2021 г. N 23-ок.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Главы Республики Карелия, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 03 сентября 2021 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Карелия от 03.02.2021 г. N 23-ок "О применении дисциплинарного взыскания" признан незаконным.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебных постановлений, считая их не соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении иска.
В суде кассационной инстанции ФИО1 и его представитель возражали против доводов кассационной жалобы.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых, сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 с 25.05.2011 является государственным гражданским служащим Министерства здравоохранения Республики Карелия, с 16.10.2017 г. занимает должность начальника управления правого, кадрового обеспечения и организационной работы.
Приказом ответчика от 03.02.2021 г. N 23-ок истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за неисполнение по его вине возложенных на него служебных обязанностей, в частности подп. "е" и "и" п. 60 должностного регламента, а именно, за отсутствие контроля и организации работы по приему и обработке сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения Республики Карелия, а также по проверке достоверности и полноты сведений о доходах и иных сведений, представляемых указанными гражданами.
В соответствии с подп. "е" и "и" п. 60 должностного регламента начальник управления правового, кадрового обеспечения и организационной работы организует деятельность Министерства здравоохранения Республики Карелия в части: проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в Министерстве здравоохранения Республики Карелия, и гражданскими служащими Министерства здравоохранения Республики Карелия, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия; приема и обработки представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в Министерстве здравоохранения Республики Карелия, и гражданскими служащими Министерства сведений о своих доходах, об имуществе обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и "данные изъяты" детей, а также осуществление контроля за своевременностью их представления.
Основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки, проведенной на основании приказа Министра здравоохранения Республики Карелия от 28.01.2021 г. N 152.
Из материалов служебной проверки следует, что прокуратурой Республики Карелия выявлены случаи нарушения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в Министерстве здравоохранения Республики Карелия, в этой связи в администрацию Главы Республики Карелия поступили два представления. Согласно докладной записке заместителя Главы Республики Карелия - руководителя администрации Главы Республики Карелия лица, претендующие на замещение должностей гражданской службы в Министерстве здравоохранения Республики Карелия, не отразили полные сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера. В частности ФИО8 (с июня 2020 г. замещает должность первого заместителя Министра здравоохранения РК), ФИО10 (с апреля 2019 г. замещает должность начальника управления организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения), ФИО9 (с октября 2019 г. замещает должность начальника отдела государственной службы и кадров).
В заключение служебной проверки также указано на отсутствие контроля со стороны истца за предоставлением указанных сведений при поступлении на должность гражданской службы ФИО6 (назначен на должность 22.03.2019 г. и уволен с гражданской службы в связи с предоставлением недостоверных сведений). Вместе с тем, в отношении данного лица в докладной записке заместителя Г лавы Республики Карелия - руководителя администрации Главы Республики Карелия сведений не содержится, объяснения в отношении данного лица у истца не запрашивались.
В ходе служебной проверки ответчик запросил у истца объяснения в части организации и контроля работы по приему и обработке сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в Министерстве здравоохранения Республики Карелия. При этом в запросе не указаны конкретные обстоятельства дисциплинарного проступка, по которым у истца запрашиваются объяснения. В этой связи истец фактически был лишен возможности дачи полных объяснений по факту вменяемого ему дисциплинарного проступка.
Оспариваемый приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности издан врио Министра здравоохранения Республики Карелия ФИО8, то есть лицом, чьи действия по предоставлению недостоверных сведений явились поводом для привлечения истца к дисциплинарной ответственности. При этом, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 к дисциплинарной ответственности за предоставление недостоверных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу не привлекались. Как указано в заключение служебной проверки, указанные лица ответственны за выполнение национального проекта "Здравоохранение", увольнение данных лиц с государственной гражданской службы ставит "под вопрос" выполнение указанного проекта и показателей по нему.
Также судом установлено, что в Министерстве здравоохранения Республики Карелия организована работа по приему и обработке сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы. Уполномоченными лицами на проведение данной работы в соответствии с должностными регламентами являются начальник отдела государственной службы и кадров ФИО9, ведущий специалист отдела государственной службы и кадров ФИО11 Приказами Министра здравоохранения Республики Карелия от 31.10.2017 N 1377, от 12.11.2019 N1493 утвержден перечень лиц, уполномоченных на получение, обработку и хранение персональных данных гражданского служащего министерства и ведение их личных дел. К числу таких лиц относятся начальник отдела государственной службы и кадров, ведущий специалист данного отдела.
В соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Карелия, и государственными гражданскими служащими Республики Карелия, соблюдения государственными гражданскими служащими Республики Карелия требований к служебному поведению, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 30.12.2009 N 118, проверка достоверности и полноты сведений в отношении каждого претендента на должность не проводится. Достаточных оснований для наличия сомнений в достоверности и полноте представленных ФИО9, ФИО10 и ФИО8 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу в Министерство здравоохранения Республики Карелия не имелось.
В заключении по результатам служебной проверки комиссия также указала на отсутствие у Министерства здравоохранения Республики Карелия полномочий по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ссылаясь на то, что данная функция передана в управление по противодействию коррупции администрации Главы Республики Карелия. ФИО1 назначен лицом ответственным за работу по профилактике коррупционных правонарушений в Министерстве здравоохранения Республики Карелия только 25.06.2020 приказом N 922 (лист 6 заключения).
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным приказ о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьей 3 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статьей 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и исходил из того, что работодателем нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в том числе срок. Оспариваемый истцом приказ от 03.02.2021 г. N 23-ок издан работодателем за пределами шести месяцев со дня совершения, вменяемого дисциплинарного проступка. Привлечение истца к дисциплинарной ответственности не согласуется с принципами справедливости, соразмерности законности.
Разрешая спор, суды также пришли к выводу об отсутствии факта совершения дисциплинарного проступка и вины истца.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований и ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов, исходя из положений действующего законодательства.
В кассационной жалобе ответчик просит суд кассационной инстанции дать иную оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, касающимся неисполнения истцом своих должностных обязанностей и установить, что факт неисполнения должностных обязанностей имел место, однако в силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы применительно к установленным обстоятельствам данного дела, выводы судов сомнений в законности не вызывают.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 03 сентября 2021 год оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.