Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Птоховой З.Ю, судей Черных И.Н, Яроцкой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиль Н. Н.ча к ФКУЗ МСЧ N 11 ФСИН России, ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности провести медицинское обследование и назначить лечение, по кассационной жалобе Костиль Н. Н.ча на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В, представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, действующего на основании удостоверения N 017202 от 07.12.2020 года, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Костиль Н.Н. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о возложении обязанности провести медицинское обследование и назначить лечение, взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей, указав в обоснование требований, что в исправительном учреждении ему не оказывают надлежащую медицинскую помощь по заболеванию "данные изъяты" назначенное лечение недает положительных результатов, в связи с чем, он испытывает физические и нравственные страдания.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года, исковые требования удовлетворены частично.
Судом взыскано с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Костиль Н. Н.ча компенсация морального вреда в размере 12000 рублей.
Также суд обязал ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России провести комплексное медицинское обследование Костиль Н. Н.ча по заболеванию "посттромбофлебитическая болезнь правой нижней конечности", "трофическая язва правой стопы", "хроническая венозная недостаточность III степени", по результатам которого при необходимости назначить комплексное лечение.
В удовлетворении исковых требований к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, проведении надлежащего обследования и лечения - отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Костиль Н.Н. с 30 августа 2018 года по 13 марта 2022 года отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
Медицинская помощь лицам, содержащимся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, оказывается Медицинской частью N 13 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Согласно судебно-медицинской экспертизе ГБУЗ РК "Бюро СМЭ" N (п) по данным представленной медицинской документации у Костиль Н.Н. на момент прибытия в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в августе 2018 г. имелось и в настоящее время имеется хроническое заболевание "данные изъяты"
Эксперты установили, что медицинская помощь Костиль Н.Н. на амбулаторном этапе оказана не в полном объеме, были выявлены следующие дефекты: "данные изъяты"
В период с 2018 г. по 2020 г. у Костиль Н.Н. зафиксировано наличие длительно незаживающей "данные изъяты", которая поддается консервативному лечению, что подтверждено эффективностью лечения на стационарном этапе в период с 24.12.2019 по 03.03.2020 - на фоне лечения достигнуто заживление (эпетелизация) язвы. Наличие длительно незаживающей трофической язвы, а также рецидив "данные изъяты", возникший после стационарного лечения, являются ухудшением состояния здоровья пациента, которое связано как с дефектами лечения на амбулаторном этапе, так и с низкой приверженностью пациента к обследованию и лечению. За период медицинского наблюдения с 2018г. зафиксированы неоднократные отказы Костиль Н.Н. от обследования и лечения, а именно: 58 эпизодов отказов от перевязок за период с 2018г. по 2020г.; 30.11.2018, 26.12.2018 уклонение от вызова в медицинскую часть; 08.07.2019 отказ от стационарного лечения в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России; 06.12.2019 неявка на прием; 03.11.2020 отказ от вызова в медицинскую часть и сдачи анализов крови.
Вместе с тем, эксперты пришли к выводу, что выявленные дефекты оказания медицинской помощи сами по себе не привели к возникновению и развитию принципиально новых заболеваний и состояний, которые не могли бы возникнуть у пациента самостоятельно, в результате естественного течения имеющегося заболевания; зафиксированное ухудшение состояния здоровья пациента обусловлено комплексом факторов: характером и тяжестью основного заболевания, дефектами лечения на амбулаторном этапе, низкой приверженностью пациента к лечению и соблюдению врачебных рекомендаций.
Разрешая заявленный спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. 151, 1101, 1064, 1069 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также положениями ст. 1071, п.3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 "Положения о Федеральной службе исполнения наказаний", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, принимая во внимание экспертное заключение N03/33-21/53-21(п), отсутствие причинно-следственной связи между выявленными дефектами лечения и ухудшением состояния здоровья истца, учитывая обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий, принцип разумности и справедливости, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда, поскольку на амбулаторном этапе ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России была оказана ненадлежащая медицинская помощь.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что в материалах дела не имеется данных о том, что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России при наблюдении и лечении истца предпринимались все необходимые и возможные меры для соблюдения стандарта специализированной медицинской помощи при посттромбофлебитической болезни (приказ Минздрава России от 09.11.2012 N 836н).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения и апелляционного определения либо опровергали выводы судов.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке, а предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Костиль Н. Н.ча - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.