Дело N 88-7825/2022
город Санкт-Петербург 17 мая 2022 г.
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ирышковой Т.В, рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 и кассационное представление прокурора Архангельской области ФИО3 на апелляционное определение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 декабря 2021 г. по делу N 2-2617/2021 по иску прокурора г. Северодвинска в защиту интересов участника Великой Отечественной войны ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Северодвинска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также - ОПФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о возложении обязанности произвести ежегодную денежную выплату за 2021 год в размере 10 000 рублей согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы".
Решением мирового судьи судебного участка N2 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 8 сентября 2021 г. иск прокурора г. Северодвинска в защиту интересов участника Великой Отечественной войны ФИО1 к ОПФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу удовлетворен.
На ОПФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность произвести ФИО1 ежегодную денежную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко "Дню Победы", за 2021 г. в размере 10 000 руб.
Апелляционным определением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 17 декабря 2021 г. решение мирового судьи судебного участка N2 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 8 сентября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора г. Северодвинска в защиту интересов участника Великой Отечественной войны ФИО1 к ОПФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 и в кассационном представлении прокурора Архангельской области ФИО3 ставится вопрос об отмене апелляционного определения Ломоносовского районного суда г. Архангельска, как незаконного, оставлении в силе решение мирового судьи судебного участка N2 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 8 сентября 2021 г.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении кассационных жалобы и представления по материалам гражданского дела N 2-2617/2021 таких нарушений при принятии апелляционного определения не установлено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
ФИО1 в период с ноября 1949 г. по октябрь 1952 г. проходил военную службу в составе 284 стрелкового полке ВВ МГБ, принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Белоруссии.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Северодвинска в защиту интересов участника Великой Отечественной войны ФИО1 о возложении на ответчика обязанности произвести выплату, суд первой инстанции исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г, а потому ФИО1, как участник боевых операций по ликвидации националистического подполья на территории Белоруссии в период с ноября 1949 г. по октябрь 1952 г, имеет право на получение предусмотренной перечисленным Указом Президента Российской Федерации единовременной выплаты.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции об удовлетворении иска.
При постановлении нового решения суд апелляционной инстанции принял во внимание положения Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 2020 N186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы", которым определен круг лиц, на которых распространяется действие Указа, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этих Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г, сделал вывод, что положения Указа Президента Российской Федерации, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 г.г. - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
Поскольку период участия ФИО1 в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Белоруссии в период с ноября 1949 г. по октябрь 1952 г. в составе 284 стрелкового полка ВВ ИГБ не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г, судом апелляционной инстанции сделан вывод, что право ФИО1 на получение мер социальной поддержки, установленной Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями вышеназванного Указа Президента Российской Федерации.
Третий кассационный суд общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационных жалобы и представления прокурора.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее также- Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии с подпунктом "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся также участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" установлено, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 000 рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку предусмотренных названным Указом выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N186).
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N186 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации данного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 апреля 2019 года N 524 "Об осуществлении ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы", которым утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы (далее также - Правила осуществления ежегодной денежной выплаты). Этим постановлением определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы, включая расходы на ее доставку, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 в виде обеспечения ежегодной денежной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Таким образом, является правомерным вывод суда апелляционной инстанции, что поскольку период участия ФИО1 в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в период с ноября 1949 года по октябрь 1952 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право ФИО1 на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названных Указов Президента Российской Федерации, что не было учтено судом первой инстанции при постановлении решения.
Как верно указано в апелляционном определении, данный вывод подтверждается фактом принятия отдельного Указа Президента Российской федерации от 02 сентября 2020 года N 544 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", которым предусматривается единовременная выплата в 2020 году гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, за исключением граждан, которым единовременная выплата произведена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", что свидетельствует о разделений понятий участников Великой Отечественной Войны, непосредственно принимавших участие в событиях 1941- 1945 годов, и участников боевых операций по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии, имевших место после окончания Великой Отечественной Войны.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора города Северодвинска в интересах ФИО1 и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, действуя в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 N 16, применил подлежащие к спорным отношениям сторон нормы материального права.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ФИО1 права на получение ежегодных денежных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 соответствует нормам материального права и установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы заявителей кассационных жалоб и представления не подтверждают незаконность обжалуемого апелляционного определения, так как основаны на неправильном применении нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора г. Северодвинска в защиту интересов ФИО1 и для отказа в удовлетворении требований истца.
Предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции Третьим кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Архангельской области ФИО3 и кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.