Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО4 на решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 15 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 января 2022 г. по делу N 2-2905/2021 по иску ФИО4 к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее также- ГУ УПФ РФ в г. Мурманске, пенсионный орган) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указано на несогласие истца с решением ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Истец просил возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы периоды работы в ОАО "Мурманская судоверфь" в должности моториста с 04 февраля 1991 г. по 30 ноября 1991 г, с 14 сентября 1992 г. по 24 мая 1994 г, в должности старшего моториста (машиниста) с 25 мая 1994 г. по 11 сентября 1994 г, 01 февраля 1995 г. по 31 мая 1995 г, в должности сменного механика с 12 сентября 1994 г. по 31 января 1995 г. и с 01 июня 1995 г. по 01 апреля 1999 г.; в ОАО "Мурманская судоверфь - СДП" в должности сменного механика с 02 апреля 1999 г. по 29 августа 1999 г, с 18 сентября 1999 г. по 10 марта 2002 г, с 06 октября 2003 г. по 30 июня 2007 г, в должности старшего механика с 11 марта 2002 г. по 13 ноября 2002 г.
Также просил возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Определением суда от 15 октября 2021 г. в связи с состоявшейся реорганизацией произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске на надлежащего Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее также- ГУ ОПФР по Мурманской области).
Решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 15 октября 2021 года, оставленным без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 января 2022 года, исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО4 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, вынести новый судебный акт о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы истца в ОАО "Мурманская судоверфь и ОАО "Мурманская судоверфь-СДП" с 04.02.1991 по 30.06 2007 г.г, возложить на ГУ ОПФР по Мурманской области назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с 19.07.2020 г.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений в оспариваемой заявителем жалобы части.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Основания установления и выплаты страховой пенсии с 1 января 2015 г. регулируются Федеральным законом от 18 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Закон о трудовых пенсиях).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Закон о страховых пенсиях).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет (пункт 2). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам;
мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет (пункт 9).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Аналогичные положения содержались в Законе о трудовых пенсиях.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 - 10и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (пункт 2 статьи 33 Закона о страховых пенсиях).
Аналогичные положения содержались, соответственно, в статье 7, подпункте 2 пункте 1 статьи 27, пункте 2 статьи 27, пункте 2 статьи 28.1 Закона о трудовых пенсиях.
При имеющемся страховом стаже 25 лет и стаже работы в РКС 15 лет право на досрочное назначение пенсии у мужчин возникает по достижении возраста в зависимости от стажа на соответствующих видах работ в 50 лет - не менее 12 лет и 6 месяцев.
На основании части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Список N 2 от 22 августа 1956 г. в разделе XXX "Транспорт" предусматривал право на пенсию в составе плавсостава Морского флота (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) по должностям "механики, главные и старшие механики".
В соответствии с разделом XXVIII "Транспорт" подраздел 3 "Морской и речной флот" Списка N 2 от 26 января 1991 г. правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуется плавающий состав (23003010): машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения) (23003010): кочегары судов, работающих на жидком топливе(23003010-131); машинисты всех наименований(23003010-13502); мотористы всех наименований(23003010-14706); механики и их помощники, главные и старшие механики (23003010-23484); электромеханики и их помощники, электромеханики старшие (23003010-25410).
Согласно Разъяснениям "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 г. N 81/8, работникам плавучих доков, в том числе и механикам, пенсии на льготных условиях и в льготных размерах следует назначать по перечню профессий и должностей, поименованных в подразделе 2, раздела XXX списка N 2.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. также установлено, что Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Список N 2 от 26 января 1991 г. был введен в действие с 1 января 1992 г.
Применение указанных Списков было также предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N537, принятым в целях реализации положений статьи 27 Закона о трудовых пенсиях. При этом, данное постановление предусматривало, что время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 от 22 августа 1956 г, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N 2 от 26 января 1991 г, а работа в период до 1 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 г.
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила N 516), предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (подпункт 2) и работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подпункт 9).
Согласно пункту 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1); после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (далее - Правила N 555).
В силу пункта 6 Правил N 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Такие же положения содержатся и в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 (далее - Правила N 1015), вступившим в силу с 1 января 2015 г, и в части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Кроме того, пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 декабря 1999 г.
17 июля 2020 г. ФИО4 обратился в ГУ - УПФ РФ в городе Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
В связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда пенсионный орган 27 июля 2020 г. вынес решение N183056/2020 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
Согласно решению, документально у истца были подтверждены: страховой стаж- 31 год 02 месяца 23 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 29 лет 02 месяца 02 дня. Стаж работы с тяжелыми условиями труда - не подтвержден.
21 июня 2021 г. пенсионным органом повторно вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию в связи с обращением истца 17 июня 2021 г, поскольку по подсчету пенсионного органа страховой стаж истца составил 31 год 10 месяцев 18 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 29 лет 06 месяцев 03 дня, стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2) - документально не подтвержден.
Из специального стажа работы по Списку N 2 пенсионным органом были исключены периоды работы истца в ОАО "Мурманская судоверфь" (ОАО "Мурманская судоверфь-СДП) в должности моториста, старшего моториста (машиниста), сменного механика: с 04 февраля 1991 г. по 30 ноября 1991 г, с 14 сентября 1992 г. по 24 мая 1994 г, с 25 мая 1994 г. по 11 сентября 1994 г, с 12 сентября 1994 г. по 31 января 1995 г, с 01 февраля 1995 г. по 31 мая 1995 г, с 01 июня 1995 г. по 01 апреля 1999 г, 02 апреля 1999 г. по 29 августа 1999 г, с 18 сентября 1999 г. по 10 марта 2002 г, с 11 марта 2002 г. по 13 ноября 2002 г, с 06 октября 2003 г. по 30 июня 2007 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665, Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г..N 1015, Федерального закона от 1 апреля 1996 г..N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования", оценив представленные в материалы дела доказательства, в числе которых, данные трудовой книжки истца, архивные справки ГОКУ "Государственный архив Мурманской области"; сведения ГОКУ ГАМО от 15 марта 2021 г..о том, что коллективные договоры государственного предприятия "Мурманская судоверфь", АООТ "Мурманская судоверфь" за 1992-199 г..на хранение в Государственный архив Мурманской области не поступали; в документах архивного фонда ПО "Мурманская судоверфь", ОАО "Мурманская судоверфь", ОАО "Мурманская судоверфь-СДП", перечни работников доков с правом досрочного выхода на пенсию, должностные инструкции моториста, старшего моториста, сменного механика доков за 1991 - 2007 г..г. отсутствуют; должности, в которых работал истец в ОАО "Мурманская судоверфь" (ОАО "Мурманская судоверфь-СДП), были предусмотрены штатными расписаниями данной организации за 1989-1995 г..г, 2002-2004 г..г.; согласно штатному расписанию служащих Мурманской судоверфи, введенному с 01 июля 1994 г, портофлот N 21 относился к служебно-вспомогательному и техническому флоту, указанное следует и из штатного расписания служащих ОАО "Мурманская судоверфь", введенного с 01 января 1998 г..; штатным расписанием рабочих Мурманской судоверфи, действующим
с 8 января 1997 г, в доковом производстве N 4 имеется объединенная доковая команда, а также работники плавдока N 2; по сведениям ГОКУ ГАМО от 15 марта 2021 г..в приложениях N 4а, 46, 5 к коллективному договору ПОСП "Мурманская судоверфь" на 1991 г, которыми устанавливались доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и право на получение молока и других равноценных продуктов в связи с вредными условиями труда, профессия "моториста" не значится; выписка приложения N 2 к коллективному договору ПОСП "Мурманская судоверфь", принятому на конференции трудового коллектива 20 марта 1991 г, согласно которой машинной команде плавучих доков (механики) всех наименований, машинисты всех наименований, мотористы, электрики всех наименований докового производства был предусмотрен дополнительный отпуск, как постоянно работающим во вредных условиях труда; коллективный договор ордена Октябрьской революции производственного объединения судоремонтных предприятий "Мурманская судоверфь" на 1991 г..и коллективный договор ОАО "Мурманская судоверфь" и ОАО "Мурманская судоверфь-СДП" от 25 мая 1999 г, согласно которым оплата труда рабочим, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, производится на основании аттестации рабочих мест; лицевые счеты на выплату заработной платы, копии трудового договора от 1999 г, согласно которым работа в ОАО "Мурманская судоверфь" истцом выполнялась в течение полного рабочего дня, отвлечений, за которые не была произведена оплата по государственному социальному страхованию, не установлено; штатное расписание на 1 апреля 2004 г, согласно которому объединенная доковая команда портофлота 12/15 получала доплату за вредные условия производства в размере 4%, дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда предоставлялся работникам машинной команды портофлота N 12 ОАО "Мурманская судоверфь - СДП", пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж работы истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального
закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов работы, ввиду отсутствия доказательств того, что истец в течение полного рабочего дня был занят на работах с вредными условиями труда, предусмотренных Списком N 2.
При этом суд учел, что материалы дела не содержат доказательств отнесения должностей, в которых работал истец, к плавсоставу, а также сведений о проведении аттестации в отношении рабочего места истца и наличия вредных производственных факторов, дающих основания для установления пенсионного обеспечения на льготных условиях. Кроме того, представленные доказательства не подтверждают назначение судов, на которых осуществлял трудовую деятельность истец.
Поскольку на день обращения истца в пенсионный орган у него отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, суд не усмотрел оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции указал, что материалы дела не содержат сведения о том, что плавдоки, на которых работал истец, являлись несамоходными судами служебно-вспомогательного и технического флота, а должности, в которых работал истец, относятся к плавсоставу судна, тогда как юридически значимым обстоятельством по делу является документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, суда, на которых он работал, постоянно работали на акватории порта и не относились к служебно-разъездным, пригородным и внутригородского сообщения, а также работа в таких условиях в течение полного рабочего дня, в данном случае достаточных доказательств в подтверждение доводов истца не установлено.
С учетом положений Списка N 2 от 22 августа 1956 г. и Списка N 2 от 26 января 1991 г. право на пенсию в плавсоставе имели: до 01 января 1992 г. - в том числе механики, главные и старшие механики ("Морской флот", за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения); после 01 января 1992 г. - кочегары судов, работающих на жидком топливе; машинисты всех наименований; мотористы всех наименований; механики и их помощники, главные и старшие механики; электромеханики и их помощники, электромеханики старшие машинной команды ("Морской и речной флот") судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебноразъездных, пригородных и внутригородского сообщения).
При этом работодатель, деятельность которого в настоящее время прекращена, не выдавал истцу уточняющую справку об отнесении его должности к плавсоставу, пользующемуся правом на досрочное назначение пенсии по указанным спискам.
Порядок прохождения службы на судах внутреннего водного транспорта регулируется в настоящее время Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (в настоящее время - Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденным приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г. N 30, действующим в части, не противоречащей Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Действие Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т.е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).
Экипаж состоит из лиц командного состава, судовой команды, а на пассажирских судах также и персонала, обслуживающего пассажиров.
К командному составу относятся: капитан (командир), помощники капитана (командира), судовые механики, электромеханики и радиоспециалисты. Судовая команда состоит из лиц, которые не относятся к командному составу судна и персоналу, обслуживающему пассажиров.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что сведений об отнесении должностей ФИО4, занимаемых в период работы в ОАО "Мурманская судоверфь" (ОАО "Мурманская судоверфь-СДП), к должностям плавсостава (командному составу, либо судовой команде), регулировании его службы указанными нормативными правовыми актами, материалы дела не содержат.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что истцом осуществлялась работа: в доковом производстве, в том числе плавдоки N 1 - 5; доковом участке судоремонтного производства; портофлоте N 21, служебно - вспомогательный и технический флот, объединенная доковая команда; объединенной доковой команде и плавдоке П-2 портофлота N 12.
При этом, согласно штатному расписанию рабочих докового производства (N 4) ПО "Мурманская судоверфь" на 1989 год, на 1991 год рабочие доков N 1-5 относились к объединенной доковой команде производственных рабочих.
В соответствии со штатным расписанием служащих Мурманской судоверфи, введенным с 01 июля 1994 г. к служебно-вспомогательному и техническому флоту относился портофлот N 21 Указанное следует и из штатного расписания служащих ОАО "Мурманская судоверфь", введенного с 1 января 1998 г. Истец в это же время осуществлял трудовую деятельность в доковом производстве.
Из штатного расписания рабочих Мурманской судоверфи, действующего с 8 января 1997 г, следует, что в доковом производстве N 4 имеется объединенная доковая команда, а также работники плавдока N 2.
Письмом Комитета по социальной защите населения администрации Мурманской области, Комитета по труду, занятости и миграции населения администрации Мурманской области, Отделения Пенсионного фонда РФ по Мурманской области от 17 апреля 2001 г. N 7-И указано, что за последние годы кадровые службы отдельных судоремонтных предприятий неправильно предоставляют работников к назначению пенсии в связи с особыми условиями труда.
Администрации предприятий вместо проведения эффективных мер по устранению вредных производственных факторов на рабочих местах стремятся компенсировать неблагоприятные условия труда отдельных работников предоставлением им различных льгот и компенсаций, в том числе и пенсий на льготных условиях за счет государственных средств.
Так, судоремонтные заводы Мурманской области имеют в своем составе доковые производства. Работники плавучих доков: машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие - предоставляются администрациями предприятий к назначению государственной пенсии по возрасту с особыми условиями труда по Списку N 2, разделу XXVIII "Транспорт", подразделу 3 "Морской и речной флот", позиции 23003010, как плавающий состав машинной команды судов служебно-вспомогательного и портового флота, постоянно работающих на акватории порта.
В соответствии с действующим в настоящее время Кодексом торгового мореплавания СССР (статья 9) "под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение", используемое судовладельцем для различных целей.
Плавучие доки по своим техническим данным характеризуются как плавучие судоподъемные сооружения.
Приказом ММФ от 20 июня 1980 г. N 132 "О введении в действие типовых штатов судов портового и служебно-вспомогательного флота" паводки отнесены к судам служебно-вспомогательного флота.
Служебно-вспомогательные суда - это суда, выполняющие функции по обслуживанию и обеспечению эксплуатации судов, буксировки плавучих средств, дебаркадеров, судов других объектов, если эти работы не включались в план перевозок грузов береговых сооружений и акватории порта.
В соответствии со Списком N 2 (раздел XXVIII, подраздел 3, пункт 3), утв. постановлением КМ СССР от 26 января 1991 г. N 10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуется плавающий состав машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (по перечню профессий).
Плавающий состав - это экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного состава и судовой команды, обеспечивающий управление, живучесть и безопасность эксплуатации судна (устав службы на судах морского флота). Экипаж утверждается на каждый тип судна судовладельцем.
Право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2 (утв. постановлением КМ СССР от 26 января 1991 г. N 10) работников плавучих доков в каждом конкретном случае должно подтверждаться уточняющей справкой предприятия. Основанием для выдачи такой справки могут являться следующие документы: приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание судна или схема должностных окладов, тарификация по оплате труда с учетом вредного фактора, должностная инструкция, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и др.
В соответствии с постановлением Губернатора Мурманской области от 9 февраля 1998 г. N 51 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, расположенных на территории Мурманской области" все предприятия области должны провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, работа на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Также согласно указанному письму экспертиза условий труда машинной команды плавучих доков, проведенная Государственной экспертизой условий труда по Мурманской области, показала, что в настоящее время условия их труда изменились и не относятся к тяжелым, поскольку все электрооборудование дока (электронасосы, механизмы, электроосвещение и другое) работает от береговых подстанций. В составе дока имеются силовые дизель-генераторные установки, которые используются только в аварийных ситуациях при отсутствии электропитания с берега.
Периодическими проверками, проводимыми органами Госсанэпиднадзора РФ установлено, что условия труда в помещениях плавучих доков отвечают гигиеническим требованиям и не превышают ПДК (ПДУ) при неработающих дизель генераторных установках.
Вместе с тем, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ плавсостава (по перечню профессий) плавучих доков на основании статьи 1331 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. подлежит зачету в стаж работы с особыми условиями труда в соответствии со Списком N 2, утв. постановлением СМ СССР от 22 августа 1965 г. N 1173, и письмом Госкомтруда СССР от 8 октября 1962 г. N 20-2687.
Судом апелляционной инстанции установлено, что плавдоки, на которых работал истец, были несамоходными и обеспечивались топливом, а затем были электрооборудованы; представленными доказательствами не подтверждается такой обязательный признак возникновения права на пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 26 января 1991 г. (позиция 23003010), как постоянная работа судна на акватории порта, а также его отнесение к определённым видам судов.
Согласно статье 55 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, акваторию порта составляет водное пространство внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.
Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относит к терртории морского порта земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях. Решение об установлении или изменении границ территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации.
В указанной норме речь идет об условных границах, которые устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 9 указанного Федерального закона морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.
Согласно ответу капитана Морского порта Мурманск от 12 февраля 2021 г. N 17/1/5/461, данному на запрос ФИО4: П-2, период регистрации в морском порту - 24 октября 2007 г. - 17 августа 2015 г, тип судна - плавдок, район плавания - Кольский залив, якорная стоянка на акватории ОАО "МСВ-СДП"; плавдок N 2, период регистрации в морском порту 2 февраля 1971 г. - 12 июля 2019 г, 14 февраля 2020 г. по настоящее время, тип судна - плавдок, район плавания - портовые воды Кольского залива; плавдок N 3 (бортовой номер М-0646), период регистрации в морском порту - 27 декабря 1963 г. по настоящее время, тип судна - плавдок. район плавания - ограниченный III; плавучий док N 4, период регистрации в морском порту - 23 июня 2006 г. по настоящее время, тип судна - плавдок, район плавания - специально оборудованная якорная стоянка в районе Южного колена Кольского залива; плавдок N 5 (бортовой номер М-0616), период регистрации в морском порту - 15 января 1970 г. - 18 ноября 2008 г, тип судна - плавдок, район плавания - портовые воды Кольского залива.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
Тип, район плавания определяет организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, назначение судна определяет судовладелец.
Такие формулировки, как "портовые суда, постоянно работающие на акватории порта, группа служебно-вспомогательных, разъездных, суда пригородного и внутреннего сообщения", в Государственном судовом реестре Российской Федерации не используются.
Аналогичные сведения представлены по сообщению и.о. капитана морского порта Мурманск от 01 сентября 2021 г. N 17/1/5/2906, которым также указано, что плавдок N 5 и плавдок N 3 относятся к типу судна плавдок, район плавания портовые воды Кольского залива и ограниченный III соответственно. Суда П-2, Плавучий док N 4, Плавдок N 2 идентифицировать невозможно.
Согласно приказу о хранении номенклатурных дел срок хранения документов по взиманию портовых сборов составляет 5 лет. За период с 1 января 1991 г. по 1 января 2008 г. предоставить информацию не представляется возможным. За период с 2016 года по сегодняшний день портовые сборы по указанным судам не взимались.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции указал о недоказанности необходимой совокупности признаков, позволяющих признать выполняемую истцом в течение спорных периодов 1992-2007 гг. работу как работу в тяжелых условиях труда, предусмотренную Списком N 2, кроме того, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, имеющиеся в пенсионном деле истца, также не подтверждают занятость истца в период работы в ОАО "Мурманская судоверфь" (ОАО "Мурманская судоверфь-СДП) в особых условиях труда, документы, свидетельствующие о проведении аттестации рабочего места истца, в материалах дела не содержатся.
Судом апелляционной инстанции также не усмотрено оснований для включения спорного периода в специальный стаж плавсостава по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, исходя при этом, что таких требований истец суду не заявлял.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции признал неподтвержденным ссылки истца о его зачислении в плавсостав или команду судна, а само по себе указание в документах ОАО "Мурманская судоверфь" (ОАО "Мурманская судоверфь-СДП) о праве истца на получение ряда льгот за вредные и тяжелые условия труда (доплата к заработной плате, дополнительный отпуск, получение молока или равноценных продуктов), в отсутствие иных доказательств, не признано подтверждением указанного обстоятельства; в отдельные периоды истец работал в должности сменного механика, то есть должности, которая не предусмотрена Списком N 2 от 26 января 1991 г. (данный Список содержит наименования должностей "механики и их помощники, главные и старшие механики").
Довод жалобы истца, что до 20 ноября 1996 г. действующее законодательство не предусматривало условий полной занятости, признан несостоятельным в силу пункта 2 Разъяснений "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", утвержденных приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 8 января 1992 г.
Доводы жалобы истца о несоблюдении работодателем обязанности по передаче сведений об особом характере работы в пенсионный орган, судом апелляционной инстанции не признан подтверждением наличия оснований для удовлетворения требований истца со ссылкой на часть 1 статьи 11, статью 14 Закона "О страховых пенсиях", Правила N 1015, которыми предусмотрен порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 и части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании оценки представленных истцом доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факта осуществление им работы по профессии и в условиях, предусмотренных соответствующим разделом Списка N2 в условиях полной занятости, то есть не менее 80% от рабочего времени в спорные периоды, вопреки утверждениям заявителя жалобы об обратном.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО4 не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 15 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.